1 /
В ПСТГУ состоялось заседание секции по проблемам изучения Русского мира
PDF версия

29.01.2024 в рамках XXXIV Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ прошла работа секции «Духовно-культурное разнообразие и единство Русского мира».

Открыл секцию доктор географических наук, ведущий научный сотрудник, профессор Института географии РАН, профессор кафедры миссиологии ПСТГУ, руководитель аналитического сектора Синодального миссионерского отдела Алексей Николаевич Гуня с докладом «Территориальность и экстерриториальность Русского мира». Докладчик проанализировал разные точки зрения на Русский мир: 1) Русский мир – приземленное (примордиальное) явление, тесно связанное с территорией и 2) Русский мир – внетерриториальное явление, скорее – образ или идея. Первая точка зрения подчеркивает особенности Русского мира, который тесно связан с пространством жизнедеятельности русских, с природой и географическим положением России. Вторая точка зрения рассматривает Русский мир как образ, лишь в той или иной мере связанный с территорией и пространством (град-Китеж, Беловодье и др.). Докладчик отметил, что в современном сложном геополитическом мире явление Русского мира может рассматриваться как способ выживания и адаптации к современным вызовам. Это вполне очерченное пространственными рамками поле битвы между правдой и ложью, на котором происходит «сопротивление пришествию в мир глобального зла».

Затем с докладом «Русский мир: принцип единства» выступил доктор философских наук, доктор богословия, профессор ОЦАД Владимир Николаевич Катасонов.

Доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социально-гуманитарного образования (ИСГО) Светлана Игоревна Скороходова поделилась результатами своих многолетних исследований, представив материал «К вопросу о мировоззрении и ценностях русского мира».

Юрий Николаевич Голубчиков, кандидат географических наук (географический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова), продолжил работу секции, затронув проблемы образования в докладе «Об интегральном значении родиноведения и россиеведения в образовательном процессе».

Соискатель кафедры религиоведения Русской христианской гуманитарной академии им. Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург) Надежда Зеноновна Гаевская представила обзор «Современная русская антропология об условиях духовно-культурного единства», а кандидат географических наук (географический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова) Ольга Ивановна Маркова связала тему Русского мира с ролью Русской Православной Церкви в докладе «Современное православие и миссионерские вызовы в Бурятии и Монголии».

Затем выступили Александр Катков, независимый эксперт, теолог («Духовно-культурное разнообразие и единство русского мира. Антропологический анализ причинно-следственных связей»), и Андрей Дмитриевич Редкозубов, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органам («Русский мир – священники на СВО»).

Доктор физико-математических наук, профессор кафедры миссиологии ПСТГУ Юрий Трофимович Лисица в докладе «Русский мир у Ивана Ильина и Николая Метнера» отметил, что для русского философа Ивана Ильина и русского композитора Николая Метнера Русским миром была их любимая Россия. Они родились, выросли и состоялись именно в этом русском мире. Они знали, где и чем они нужны России, как духовной величине до слома их государства, и после революции, и в эмиграции. Но вместе с тем возникали и решались следующие трудные вопросы: сопряжение русского и немецкого в России, национализм и наднациональное в противовес интернационализму, космополитизму и протестантизму.

В выступлении кандидата философских наук, старшего научного сотрудника Дома русского зарубежья (Москва) Ксении Борисовны Ермишиной «Традиции толкования Апокалипсиса в XX в. В. А. Тернавцев (1866-1940) «Слово об Апокалипсисе» и П. Е. Иванов (1876–1956) «Тайна святых. Введение в Апокалипсис» были представлены материалы из рукописи В. А. Тернавцева, которую докладчик подготовила к изданию. Она отметила, что Тернавцев стал основоположником оптимистического толкования Апокалипсиса, подчеркивая ее радостную, светлую сторону, новое откровение о Господе и о Церкви. Апокалипсис он читал во многом сквозь призму истории Русской Православной Церкви, выдвинув понятие деутеросис (д.-греч. δευτερωσις), или вечные прототипы Церквей. В Апокалипсисе речь шла, по Тернавцеву, не только о церковных общинах Малой Азии, но о всех возможных типах христианских Церквей, которые появятся в истории. Русскую Церковь он называет преемницей (деутеросис) церкви Филадельфийской, которая удостоилась похвалы от Господа и высоких обетований.

Особый интерес на секции всегда вызывают выступления православного специалиста по эзотерическим учениям, доктора философских наук, профессора МДА и ПСТГУ Павла Георгиевича Носачева. На этот раз Павел Георгиевич в докладе «Чем история европейских маргинальных паранаучных течений может помочь истории русской мысли: случай месмеризма» говорил о том, что в современной академической традиции стало общим местом именовать месмеризм лженаукой, связывая его лишь с именем создателя Ф-А. Месмера. Но в таком случае непонятной остается популярность теории мыслителя, признанного шарлатаном еще в конце XVII века. Ведь известно, что уже после академического осуждения месмеризма Гегель и другие корифеи писали об этом феномене как о научной и рабочей системе. Положение месмеризма на границе науки, религии и эзотеризма, его влияние на возникновение гипноза и психологических теорий стало важным фактором культурной его видимости как за рубежом, так и в дореволюционной России. Докладчик дал очерк развития традиции после Месмера, показал, как она повлияла на интеллектуальную историю русской мысли.

В докладе Александра Александровича Абросимова, бакалавра теологии, магистранта ПСТГУ («Религиозный национализм и «Святая Русь» в Новое время в работах протоиерея Александра Шмемана») был дан обзор высказываний отца Александра Шмемана о месте представителей русского мира на Западе.

Доктор философских наук, профессор кафедры истории философии РУДН Елена Николаевна Аникеева («Философское творчество Василия Андреевича Жуковского: кьеркегоровские мотивы») представила свой взгляд на «кьеркегоровские мотивы» в творчестве русского философа. Они, по ее мнению, отражаются в следующем: общность происхождения (незаконнорожденность); автобиографичность философствования во взлетах и падениях личной судьбы; обращение к текстам Священного Писания и их переживание; сугубая религиозность философии обоих мыслителей и убежденность в том, что Европа погибнет без христианства.       

Магистрант ИДО ПСТГУ Никита Александрович Малеев («Христианский социализм и моральная мотивация труда у протоиерея С. Н. Булгакова и А. В. Чаянова как черты Русского мира») отметил методологическую близость подходов этих ученых к роли морали, этики, нравственности в мотивации труда домохозяйств, приоритете семейных и религиозных ценностей над прибылью. Докладчик сделал вывод о необходимости более детального исследования их работ в контексте осмысления роли мотивации труда в семье как духовно-культурной скрепы российского общества.

Священник Игорь Анатольевич Иванов, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, главный редактор научного журнала «Труды и переводы» СпбДА («Румынский богослов Никифор Крайник (1889–1972) о «русском христианстве»), рассмотрел специфику взглядов румынского богослова Никифора Крайника на феномен «русского христианства» в контексте осмысления вопросов национальной идентичности в эпоху «Великой Румынии». Взгляды румынского богослова были представлены на материале его курса лекций «Достоевский и русское христианство», который был издан в Румынии в 2013 году.

Магистр христианской теологии Казанского Федерального Университета, педагог дополнительного образования Клара Александровна Каледина («О смысле двойного отрицания, негативности и единстве в полноте по трудам протоиерея Игоря Алексеевича Цветкова, преподавателя КазПДС») сопоставила представления о смысле закона отрицания отрицания протоиерея И. Цветкова и А. Ф. Лосева.

На секции также выступили: Николай Николаевич Павлюченков, кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент ПСТГУ («Философы эмиграции о русском мире»), Сергей Анатольевич Нижников, доктор философских наук, профессор РУДН («Теоретические основания духовного взаимопонимания народов»), Татьяна Александровна Чикаева, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского художественно-промышленного института («Отечественная философия: Родина — ценность многообразия в единстве и единства в многообразии»), и священник Николай Владимирович Дерачиц, бакалавр богословия, клирик собора Казанской иконы Божией Матери г. Калинковичи, Республика Беларусь («Идея страдания в этике И. А. Ильина 1920-х годов»).

Вас могут заинтересовать :