Общая фотография участников поездки
Успенский собор. Керамический образ Георгия Победоносца
Успенский собор. Копия Креста XIII в
Цитаты
Экспозиция дома-музея
В алтаре домового храма
В домовом храме
В Успенском соборе у омофора сщмч. Серафима
Владимир Николаевич Щелкачев на погребении прп. Параскевы
Диакон Михаил Гар на дмитровской горке
Дмитровские горки
Казанский храм. Дмитров
Клирос. Регентует Мария Черная
На экскурсии в доме-музее сщмч. Серафима
На экскурсии в доме-музее
На экскурсии. Мария Лизоркина
Пояс сщмч. Серафима
Прогулки по Дмитрову
Рисунок домового храма
Спевка перед Литургией
Успенский собор с горки
1 /
«Все вы в сердце моем»
PDF версия

Эти слова сто лет назад из Зырянской ссылки написал своим духовным детям священномученик Серафим (Звездинский). По инициативе научного отдела новейшей истории Русской Церкви ПСТГУ группа сотрудников, преподавателей и студентов побывала в гостях у священномученика Серафима в Дмитрове.

Раннее утро субботы. Кто-то сел в электричку до Дмитрова на Савеловской, большая часть группы – на Окружной, а кто-то увидел хвост электрички и догонял спутников на следующем поезде... Какая же поездка без приключений! К началу Литургии все, включая опоздавших, собрались в доме-музее, где владыка Серафим жил с момента поставления на Дмитровскую кафедру в январе 1920 года до ареста в декабре 1922 года.

Отапливаемый печкой деревянный дом постройки 1900-го года находится на улице с теплым названием Подлипичье. До революции в этом доме жил причт Казанского храма, который стоит через дорогу от дома-музея. Владыка Серафим (Звездинский) регулярно служил в Казанском храме, а также в своем домовом храме. В 2014 году по сохранившимся рисункам этот домовый храм был восстановлен и освящен в честь священномученика Серафима.

Главным событием нашего паломничества стала Литургия – бесценная возможность служить и молиться там, где служил и молился святой. Возглавивший поездку священник Сергий Николаев накануне призвал участников подготовиться к участию в Литургии, потому что владыка Серафим сам служил часто и просил духовных детей чаще приступать к Святым Тайнам.

После службы и чаепития сотрудники музея провели экскурсию по экспозиции. Аутентичных вещей сохранилось немного, но они есть: панагия и часть ремня священномученика Серафима, рисунки духовных детей, лоскутное покрывало матушки Параскевы (Матиешиной) да и сам дом с его атмосферой. В экспозиции представлены фотографии и письма владыки, а также богослужебные предметы, иконы, книги конца XIX – начала ХХ века. Самое сильное впечатление оставляет не привязанная к экспонатам жизнь владыки: особенно период детства в единоверческой семье, от отца воспринятая любовь к службе, исцеление от иконы преподобного Серафима Саровского (еще до его прославления), вразумление единоверческой общины, не захотевшей принять в свой храм икону нового святого. Поскольку вся наша группа в этот день встала очень рано, живо откликнулся в сердцах рассказ, как будущий владыка в детстве завидовал своей кошке, которую утром никто не трогает и не заставляет идти учиться.

В ряду экспонатов многие обратили внимание на резолюцию, сделанную в декабре 1920 года священномучеником Серафимом после «испытания на звание диакона» псаломщика Василия Соболева. В ней говорилось, что этот Василий «обнаружил полное незнание азбуки истин нашей веры». Он не знал, когда бывает пресуществление Святых Даров на Литургии и при каких словах, что такое Вселенские соборы и что такое арианство. Рядом с резолюцией лежит текст, написанный самим Василием: экскурсовод пояснил, что этот псаломщик и в общем-то неуч Василий Соболев в эти годы колебался, с кем быть – с Церковью или с большевиками, и в итоге выбрал безбожную советскую власть.

В одной из комнат дома-музея часть университетской группы оживилась, увидев на фотографиях знакомые лица: эта комната посвящена трудившейся в соседнем Казанском храме и регентовавшей здесь на службах владыки Серафима преподобной Параскеве (Матиешиной). Ее духовным сыном многие годы был Владимир Николаевич Щелкачев, папа заведующего кафедрой общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ священника Александра Щелкачева. Отца и сына мы-то и заметили на фотографиях. Владимир Николаевич познакомился с матушкой Параскевой в казахстанской ссылке в 1930-е годы, он же предоставил информацию о ней в Базу данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие». Отец Александр регулярно принимает участие в «Звездинских чтениях» в Дмитрове и служит в Спасо-Влахернском монастыре, где матушка подвизалась до его закрытия в 1928 году.

К концу нашего основательного вживания в атмосферу дома-музея и церковную историю ХХ века с вплетенными в нее нитями частных судеб диакон Михаил Гар предложил нашей паломнической группе оперативно познакомиться с Дмитровом, его святынями и немного – с его горками. Дадим короткую навигацию на случай, если кто-то решит посетить Дмитров и пойти нашим путем: сразу из дома-музея мы направились в соседний Казанский храм, который никогда не закрывался и где находится чтимая Казанская икона Божией Матери. Далее пешком прогулялись до Дмитровского кремля, прошли мимо красивого памятника Владыке с лестовкой (четками) в руках и посетили Успенский кафедральный собор XVI века. Резной иконостас для этого собора выполнили в XVII веке мастера Оружейной палаты. В том же соборе находится копия Дмитровского чудотворного креста, явленного в XIII веке[1], и омофор священномученика Серафима (Звездинского). Во время пребывания в Дмитрове владыка создал здесь Братство Животворящего Креста, которое должно было «в молитвенном единении почерпать духовные силы», чтобы «служить Христу и во Христе и ради Христа ближнему». 

Отец Михаил обратил наше внимание на уникальные керамические иконы Успенского собора, изготовленные предположительно в XVI веке[2]. Одна из них – с изображением мученика Георгия Победоносца – после перестройки собора оказалась в интерьере собора, в Сергиевском приделе, а ее сестры – две изразцовые иконы с изображением Распятия – по-прежнему украшают наружные стены храма.

Быстро приближающаяся всенощная положила предел нашим прогулкам по Дмитрову, но мысленно этот город никто не покинул – очень ждем новой Литургии в доме, где жил владыка, который был расстрелян за святость[3].

PS: спасибо организаторам поездки – сотрудникам отдела новейшей истории Русской Церкви священнику Сергию Николаеву, диакону Михаилу Гару и Нике Потрясаевой.

 

Текст подготовлен редакцией сайта

Телеграм-канал ПСТГУ




[1] Подлинный крест находится в храме святителя Николая в Толмачах (Москва). 

[2] В литературе есть указания и на более раннюю датировку.

[3] В следственном деле владыки среди обвинений – в Ишиме он «слыл за святого человека».

Вас могут заинтересовать :