Эти слова сто лет назад из Зырянской ссылки написал своим духовным детям священномученик Серафим (Звездинский). По инициативе научного отдела новейшей истории Русской Церкви ПСТГУ группа сотрудников, преподавателей и студентов побывала в гостях у священномученика Серафима в Дмитрове.
Раннее утро субботы. Кто-то сел в электричку до Дмитрова на Савеловской, большая часть группы – на Окружной, а кто-то увидел хвост электрички и догонял спутников на следующем поезде... Какая же поездка без приключений! К началу Литургии все, включая опоздавших, собрались в доме-музее, где владыка Серафим жил с момента поставления на Дмитровскую кафедру в январе 1920 года до ареста в декабре 1922 года.
Отапливаемый печкой деревянный дом постройки 1900-го года находится на улице с теплым названием Подлипичье. До революции в этом доме жил причт Казанского храма, который стоит через дорогу от дома-музея. Владыка Серафим (Звездинский) регулярно служил в Казанском храме, а также в своем домовом храме. В 2014 году по сохранившимся рисункам этот домовый храм был восстановлен и освящен в честь священномученика Серафима.
Главным событием нашего паломничества стала Литургия – бесценная возможность служить и молиться там, где служил и молился святой. Возглавивший поездку священник Сергий Николаев накануне призвал участников подготовиться к участию в Литургии, потому что владыка Серафим сам служил часто и просил духовных детей чаще приступать к Святым Тайнам.
После службы и чаепития сотрудники музея провели экскурсию по экспозиции. Аутентичных вещей сохранилось немного, но они есть: панагия и часть ремня священномученика Серафима, рисунки духовных детей, лоскутное покрывало матушки Параскевы (Матиешиной) да и сам дом с его атмосферой. В экспозиции представлены фотографии и письма владыки, а также богослужебные предметы, иконы, книги конца XIX – начала ХХ века. Самое сильное впечатление оставляет не привязанная к экспонатам жизнь владыки: особенно период детства в единоверческой семье, от отца воспринятая любовь к службе, исцеление от иконы преподобного Серафима Саровского (еще до его прославления), вразумление единоверческой общины, не захотевшей принять в свой храм икону нового святого. Поскольку вся наша группа в этот день встала очень рано, живо откликнулся в сердцах рассказ, как будущий владыка в детстве завидовал своей кошке, которую утром никто не трогает и не заставляет идти учиться.
В ряду экспонатов многие обратили внимание на резолюцию, сделанную в декабре 1920 года священномучеником Серафимом после «испытания на звание диакона» псаломщика Василия Соболева. В ней говорилось, что этот Василий «обнаружил полное незнание азбуки истин нашей веры». Он не знал, когда бывает пресуществление Святых Даров на Литургии и при каких словах, что такое Вселенские соборы и что такое арианство. Рядом с резолюцией лежит текст, написанный самим Василием: экскурсовод пояснил, что этот псаломщик и в общем-то неуч Василий Соболев в эти годы колебался, с кем быть – с Церковью или с большевиками, и в итоге выбрал безбожную советскую власть.
В одной из комнат дома-музея часть университетской группы оживилась, увидев на фотографиях знакомые лица: эта комната посвящена трудившейся в соседнем Казанском храме и регентовавшей здесь на службах владыки Серафима преподобной Параскеве (Матиешиной). Ее духовным сыном многие годы был Владимир Николаевич Щелкачев, папа заведующего кафедрой общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ священника Александра Щелкачева. Отца и сына мы-то и заметили на фотографиях. Владимир Николаевич познакомился с матушкой Параскевой в казахстанской ссылке в 1930-е годы, он же предоставил информацию о ней в Базу данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие». Отец Александр регулярно принимает участие в «Звездинских чтениях» в Дмитрове и служит в Спасо-Влахернском монастыре, где матушка подвизалась до его закрытия в 1928 году.
К концу нашего основательного вживания в атмосферу дома-музея и церковную историю ХХ века с вплетенными в нее нитями частных судеб диакон Михаил Гар предложил нашей паломнической группе оперативно познакомиться с Дмитровом, его святынями и немного – с его горками. Дадим короткую навигацию на случай, если кто-то решит посетить Дмитров и пойти нашим путем: сразу из дома-музея мы направились в соседний Казанский храм, который никогда не закрывался и где находится чтимая Казанская икона Божией Матери. Далее пешком прогулялись до Дмитровского кремля, прошли мимо красивого памятника Владыке с лестовкой (четками) в руках и посетили Успенский кафедральный собор XVI века. Резной иконостас для этого собора выполнили в XVII веке мастера Оружейной палаты. В том же соборе находится копия Дмитровского чудотворного креста, явленного в XIII веке[1], и омофор священномученика Серафима (Звездинского). Во время пребывания в Дмитрове владыка создал здесь Братство Животворящего Креста, которое должно было «в молитвенном единении почерпать духовные силы», чтобы «служить Христу и во Христе и ради Христа ближнему».
Отец Михаил обратил наше внимание на уникальные керамические иконы Успенского собора, изготовленные предположительно в XVI веке[2]. Одна из них – с изображением мученика Георгия Победоносца – после перестройки собора оказалась в интерьере собора, в Сергиевском приделе, а ее сестры – две изразцовые иконы с изображением Распятия – по-прежнему украшают наружные стены храма.
Быстро приближающаяся всенощная положила предел нашим прогулкам по Дмитрову, но мысленно этот город никто не покинул – очень ждем новой Литургии в доме, где жил владыка, который был расстрелян за святость[3].
PS: спасибо организаторам поездки – сотрудникам отдела новейшей истории Русской Церкви священнику Сергию Николаеву, диакону Михаилу Гару и Нике Потрясаевой.
Текст подготовлен редакцией сайта
[1] Подлинный крест находится в храме святителя Николая в Толмачах (Москва). ↩
[2] В литературе есть указания и на более раннюю датировку.↩
[3] В следственном деле владыки среди обвинений – в Ишиме он «слыл за святого человека». ↩