1 /
Выпускники дистанционной программы «Теология» получили дипломы в Соборной палате
PDF версия

24.12.2022 в Соборной палате Главного здания ПСТГУ состоялось вручение дипломов выпускникам программы профессиональной переподготовки «Теология». На прошлой неделе выпускная группа слушателей успешно сдала итоговый экзамен, который, как и всё обучение, проводился дистанционно.

Вручение дипломов стало первой очной встречей за годы учебы для многих, но не для всех, ведь выпускники этого года принимали участие в летнем празднике в честь 30-летия ПСТГУ. Впрочем, в силу специфики дистанционного образования на праздничные и выпускные мероприятия не все могут приехать лично, ведь многие выпускники живут на другом конце страны или за рубежом. Поэтому особенно приятно, что выпускной, несмотря на все сложности, собрал значительную часть группы: из 27 выпускников на вручение дипломов лично приехали 11 человек, причем не только жители Москвы, но и гости из Санкт-Петербурга, Казани, Томска, Челябинска и Минска. Благодаря сопровождавшим выпускников родственникам праздник оказался еще более многолюдным и радостным.

Сначала гостей познакомили с историей Московского епархиального дома: сотрудник Историко-культурного и просветительского центра «Соборная палата» Андрей Иванов провел для них в фойе здания экскурсию по исторической выставке «Московский епархиальный дом: призыв к вере в эпоху революций», показал зал Соборной палаты, где проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1917-1918 годы, и Музей памяти новомучеников и исповедников Российских в галерее Соборной палаты.

Затем состоялся молебен в нижнем храме памяти Отцов Поместного собора, на котором певцами и чтецами стали сами выпускники. После молебна собравшимся вручили дипломы, а затем к ним обратился с напутственным словом директор института протоиерей Геннадий Егоров. А завершилась встреча чаепитием в студенческой гостиной богословского факультета ПСТГУ, где выпускники делились впечатлениями, рассказывали, насколько сложно (или не очень сложно) было справляться с заданиями по разным предметам, вспоминали своих преподавателей. 

Кстати, некоторые преподаватели программы тоже поучаствовали в празднике: поздравить выпускников лично приехали преподаватель богослужебного устава и гимнографии Оксана Николаевна Шевченко, преподаватель иконоведения Елена Олеговна Новикова, преподаватели Священного Писания Нового Завета Георгий Станиславович Лукьянов и Юлия Владимировна Серебрякова, а также администраторы программы Светлана Николаевна Аксютина и Ольга Владимировна Герасимова.

Поздравляем всех выпускников программы профессиональной переподготовки по теологии с завершением большого, сложного и важного этапа их жизни – учебы, занявшей 3,5 года и потребовавшей много усилий!

Завершаем рассказ о выпуске напутствием директора Института дистанционного образования (видеоверсию слова отца Геннадия Егорова можно увидеть на телеграм-канале Института дистанционного образования ПСТГУ).

«Мы слышали, как сам Господь назидает в Евангелии Своем и как апостол нас учит в своем послании, и должны крепко это уразуметь. Апостол Павел говорит, что мы должны помнить о том, что дни лукавы, и должны выкупать наше время, не тратить его зря, а искать, в чем состоит воля Божия.

На днях мне пришлось выступать в одном просветительском обществе, и после моего выступления подошел ко мне человек и спросил, можно ли задать личный вопрос: Вы знаете, такие ужасы творятся – аборты, демографическая яма, ислам, Китай наступает... Что же нам делать?

- Первое, что мы с вами должны сделать, – это очистить свое сердце и узнать, в чем воля Божья о каждом из нас. Если каждый из нас начнет делать то, что Господь от него хочет, это будет очень серьезный шаг.

- Ну, батюшка, это все отговорки, надо что-то серьезное предпринимать.

Возможно, для горделивого человеческого ума такой ответ действительно звучит как отговорка. Но, если этого не искать в первую очередь, вероятность того, что ты будешь творить не волю Божью, а волю кого-то еще, очень высока. И если ты посещаешь разные просветительские кружки и читаешь учебники по богословию, ты становишься более квалифицированным служителем этой чуждой воли, чем если ты из простецов, которые только телевизор смотрят.

И сам Господь нам сегодня говорит: «Если вы любите меня, соблюдите мои заповеди», – и, – «тот, кто любит меня, тот соблюдает мои заповеди».

Часто общаюсь с людьми, которые недавно начали в храм ходить. Что-то приключилось, и нужна помощь – как с Богом договориться? Что сделать? Может быть, батюшка, мы вам денежек дадим, а вы там организуйте все как надо... Приходится объяснять, что вообще-то не нужны ни я, ни денежки – ничего, а есть простая вещь: Бог есть любовь, и Он хочет от нас любви. А если вы так просто не умеете Бога любить, то Господь дал вам простое правило: соблюдите Его заповеди, о которых Он сам говорил, что они не тяжки. Вы знаете какие-нибудь заповеди? – Ну да, не убий, не укради... – А Евангелие читали? – Но я же пришел, не чтобы меня учили Евангелие читать, а потому что у меня конкретная потребность есть, и я пришел выяснить, как все организовать, к кому обратиться, кого попросить...

Для тех, кто погрузился в богословие, эти слова должны быть самыми первыми, предварять богословие и завершать его: «Если вы любите меня, соблюдите мои заповеди». И тогда всё будет: Утешитель придет, и Отца Сын откроет, и Сам придет, и среди нас будет. И тогда, наверное, что-то где-то можно будет исправить. А, если просто по своему разумению пойти что-то разгромить, сломать, кого-то побить, в тюрьму посадить, вряд ли что-то хорошее получится.

В этом смысле человек, теоретически подкованный, который каноническое право знает, нравственное богословие, а как исполнить волю Божию, не ищет, заходит в тупик. Мы знаем ряд знаменитых семинаристов начала XX века, которые прославились совсем не тем, что ожидалось, когда они учились в семинариях. И в этом смысле изучение всех наук богословских должно нас как раз и приводить к смирению, к умному рассуждению помыслов, которые к нам приходят, к желанию не превознестись над ближними своими, а наоборот, послужить им так, как мы можем.

И главное, конечно, – памятование о том, что мы сами зачастую как апостолы, которым Господь на прощальной беседе говорил: «Много есть, что вам сказать, но вы сейчас не можете вместить, а когда Утешитель придет, тогда Он откроет вам все». Вы теперь знаете тоже, что Господь нам открыл так много, так много сказал через Церковь, через Предание церковное, что попытка всё это разом вместить совершенно невозможна, она, наоборот, останавливает течение духовной жизни. Неслучайно преподобный Исаак Сирин сказал, что тонкие исследования о Боге иссушают потоки слез. Какие это тонкие исследования, разве мы не должны стремиться познать Господа? Тонкие рассудочные исследования. Поэтому нужно, конечно, чтобы рассудок наш не пытался вскарабкаться на самый верх, заняв место нашего созерцающего ума, но чтобы мы поняли служебное его положение. И стремиться к тому, чтобы сам Господь благодатью своею сердца наши и умы наши просветил и в первую очередь, конечно, о том, какова воля Его о нас самих, открыл, так как это самое важное. Когда какому-то священнику или монаху Господь начинает открывать волю о других людях, мы знаем, что к нему едут со всего мира и выстраиваются в длинную очередь, потому что радостнее и слаще этого ничего нет.

Мы отчасти, конечно, заповеди Божии можем постигать из того, что мы изучили, и мы должны их постигать всемерно: и умом, и сердцем, и волею своей. Но при этом памятуя, что должное постижение и исполнение этого благодатное, оно зависит не только от наших интеллектуально-библиотечных усилий, но в первую очередь, конечно, от устремления сердца нашего к Богу.  

И это устремление я вам всем всемерно желаю стяжать, иметь и не терять, чтобы эти лукавые, быстро пробегающие дни и злоба века сего ни в коей мере не могла вторгнуться между нами и Богом, чтобы между нами и Богом было только пространство любви и верности, а все остальное было бы уже вокруг, куда бы мы могли спокойно исходить, а потом и выходить оттуда, не неся никакого урона».

Вас могут заинтересовать :