Храм в Коломенском и Державная икона
Титул издания акафиста 1917 г.
1 /
«Знамение милости Божией к нам, грешным»
PDF версия

15 марта (по нов. ст.) в селе Коломенском под Москвой в 1917 г. была явлена «Державная» икона Божией Матери. О значении этого события и участии патриарха Тихона в ее прославлении – публикация Наталии Александровны Кривошеевой, сотрудника отдела новейшей истории Русской Православной Церкви.

Хотя почитание Державной иконы Божией Матери, в отличие от большинства древних богородичных образов, имеет сравнительно недолгую историю, обстоятельства, при которых она была обретена, ясно свидетельствовали, что Пресвятая Дева, как и в былые времена, остается неусыпной Ходатаицей за нашу страну пред Богом.

Обретение иконы произошло 2 (15) марта 1917 г. в подмосковном селе Коломенское. За некоторое время до этого жительница Перервинской слободы Евдокия Андрианова троекратно видела во сне белый храм и слышала повеление отыскать в нем заброшенный образ, который надлежит с честью водворить на подобающем месте. Будучи прихожанкой Вознесенской церкви в Коломенском, Евдокия рассказала о повторяющемся сновидении настоятелю, и тот пригласил ее осмотреть все тамошние иконы. После долгих поисков в храме из подвала его извлечена была, наконец, икона с изображением Богоматери, восседающей на троне и имеющей в руках атрибуты царской власти – державу и скипетр. И уже вскоре началось стихийное почитание образа в окрестных селах, которое сопровождалось появлением его многочисленных списков и известиями о бывших от них чудесах.

Явление иконы «Державная», произошло в тот же день, что и отречение от власти Императора Николая II, за которым последовало падение многовековых основ русского национально-государственного бытия, братоубийственная война и долгие десятилетия безбожной власти. И здесь трудно было не усмотреть знак того, что попечение о России вверено отныне Господом Пречистой Его Матери. Так воспринимали это знаменательное совпадение лучшие русские люди тех дней, и прежде всего митрополит Московский и Коломенский Тихон, будущий Патриарх Всероссийский, который особенно содействовал прославлению новообретенного образа. Знаменательно, что, по сохранившимся сведениям, он служил литургию в селе Коломенском у иконы Божией Матери Державной 13 августа 1917 г. – и в тот же день он был возведен в сан митрополита.

Вероятно, именно по его инициативе образ был принесен в Соборную палату Епархиального дома, когда там происходили заседания Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., после чего почитание «Державной» широко распространилось и в Москве. 13 (26) октября, т.е. всего за двенадцать дней до Октябрьского переворота, митрополит Тихон послал донесение Правительствующему Синоду, где подробно описал икону и изложил историю ее явления (текст опубликован ниже). Патриарх Тихон оказался одним из составителей службы и акафиста в честь «Державной». Достоверно известно и о его первосвятительском служении в храмах села Коломенское 2 (15) сентября 1918 г. и 10 (23) мая 1924 г.

В период большевистских гонений все списки «Державной» изымалась из церквей, сам же первоявленный образ попал в запасники московского Исторического музея, откуда, по возвращении его верующим в 1990 г., был перенесен в храм Казанской Божией Матери в Коломенском.

После объединения Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви в августе 2007 г. «Державная» икона посетила русские приходы Европы, Америки и Австралии.

Празднование ей совершается 2 (15) марта – в день явления.

Текст «Краткого акафиста Пресвятей Богородице явления ради чудныя Ея иконы "Державныя" в селе Коломенском, под Москвою, 2-го марта 1917 года», как явствует из прямого указания на титульном листе первого издания акафиста, «Святейшим Патриархом Тихоном исправлен и допущен к употреблению». Наименование «краткий» связано с тем, что акафист этой редакции насчитывает 8 кондаков и икосов, отклоняясь, таким образом, от традиционной акафистной формы, требующей 13 кондаков и 12 икосов, а два его икоса – 4-й и 5-й – вместо положенных 13 припевов «Paдуйся...» имеют лишь 11 и 8 соответственно.


 СВЯТЕЙШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ

ТИХОНА,

митрополита Московского и Коломенского

ДОНЕСЕНИЕ[1]

Причт Вознесенской села Коломенского церкви Московского уезда в июне месяце сего года донес преосвященному Иоасафу, епископу Дмитровскому, управлявшему Московской епархиею, что 2-го марта с.г. явилась к приходскому священнику крестьянка Бронницкого уезда, деревни Починок Евдокия Андрианова, проживающая в Перерве, и сообщила о своих двух сонных видениях, бывших: одно – 13 февраля, в Чистый понедельник, [когда] ей было сказано: «Есть в Коломенском большая черная икона, ее нужно сделать красной и пусть молятся» и второе – 26 февраля: «Белая церковь, в которой происходит спор со старообрядцами, и среди храма она видит торжественно восседавшую женщину, хотя лик ее был невидим; по сторонам присутствовали два иеромонаха, и когда один из них объявил, что сейчас начнется спор с старообрядцами, то на приглашение выйти, так как соберется толпа и будет душно, женщина согласилась и величественно пошла», причем Андриановой было памятно, что «самый выход был как бы из подвала, а не из парадного хода храма». Выслушав заявление Андриановой, священник пригласил ее в храм, где показаны были ей все иконы, находящиеся на своих местах в ризах; осмотрев их, Андрианова спросила, нет ли где еще икон? На этот вопрос священник приказал церковному сторожу и бывшему в храме прихожанину принести из подвала самую большую икону; когда ее принесли, то на ней от осевшей пыли не было видно лика; тотчас же промыли икону, и на ней оказалось изображение «Царицы Небесной, восседающей на царском троне, в руках имея скипетр и державу, в красной мантии, на голове корона, на коленах Божией Матери – Благословляющий Спаситель». Андрианова, находя, что эта икона вполне соответствует ее видениям, тотчас же попросила отслужить молебен, и с этого времени стала разноситься слава об иконе среди всех окрестных жителей и весьма многие прибегают к помощи Царицы Небесной.

Произведенным по поручению преосвященного Иоасафа расследованием чрез местного духовного следователя выяснилось, что:

1) Обстоятельства, изложенные в донесении причта Вознесенской села Коломенского церкви, вполне подтверждены показаниями допрошенных лиц. Молва о явлении иконы весьма быстро стала распространяться среди окрестных жителей, стали стекаться во множестве богомольцы на поклонение иконе и, с разрешения преосвященного Иосафа от 10 июля с.г., стали брать означенную икону по домам не только свои прихожане, но и соседние селения. О чудесах же от иконы тогда не было заявлено. Икона находится в настоящее время в Георгиевской церкви, в новом вызолоченном иконостасе.

2) Изображена на иконе «Богоматерь, сидящая на престоле, с короной на главе, со скипетром в одной руке и с державою в другой, на коленях Божией Матери благословляющий Спаситель, без короны, сверху изображен Бог Саваоф». Высота иконы 2 аршина, ширина с полями 2 аршина, икона имеет отчасти сходство с изображением иконы Киево-Печерской Божией Матери. По сведениям, данным членом Комиссии от Церковно-археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения протоиереем Страховым, икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) – иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего в Вознесенской церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей московского Вознесенского монастыря).

Означенная икона Богоматери, по усердию богомольцев, ныне износится не только по окрестным селениям, но и по московским женским монастырям и приходам для возношения молений пред нею.

О вышеизложенном долг имею почтительно донести Святейшему Синоду на благоусмотрение.

 

Вашего Святейшества покорный послушник, Тихон, митрополит Московский

№13331

Октября «13» дня 1917 года




[1] Публикуется по: РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 348 [6] №2050 19 окт. 1917.