10.06.2023 в рамках плановой НИР кафедры романо-германской филологии состоялось совместное заседание участников работы над научными темами «Поэтика и герменевтика англоязычной литературы XIX-XXI веков: от романтизма к постмодернизму» и «Шекспир и его современники в диалоге культур и эпох».
Семинар прошел под руководством заведующего кафедрой Л. В. Писарева. В семинаре приняли участие преподаватели кафедры романо-германской филологии, являющиеся участниками научных групп, – А. В. Аксенов, В. С. Макаров, Н. В. Шипилова и Б. Н. Гайдин, а также студенты 1 курса магистратуры «Английский язык и литература англоязычных стран».
Встречу открыл доклад студентки Саломии Гудовой на тему «Американские частные школы-пансионы: учебная программа и сравнение с британскими частными школами». Главной целью американских частных школ-пансионов было и остается воспитание характера, которое, однако, с течением времени претерпело изменения в целях и методах. Изначально частные школы-пансионы, воспитывавшие характер в рамках пуританских ценностей, переняли от британских частных школ идеи «мускулистого христианства», которые были пересмотрены во второй половине XX века. И, хотя частные школы-пансионы, возможно, и изменились, их фундаментальная роль в воспитании привилегированного класса остается прежней.
У британских и американских частных школ много общего. До изменений во второй половине XX века среди таких одинаковых черт можно назвать и учебную программу с ее упором на античные языки и литературу, и воспитание характера как основную задачу этого элитного образования, и идеи «мускулистого христианства», которые пришли в США именно из британских частных школ. Однако ¾ и это является самым важным отличием от британских частных школ ¾ американские школы-пансионы, за редкими исключениями, не учили мальчиков важности государственной службы и готовили их не к политической карьере, а к деловой. Хотя американские и британские школы-пансионы воспитывают утонченных джентльменов, занимающих позиции власти в сферах бизнеса и финансов, британская система также произвела на свет отличных государственных служащих.
Следующим выступал Александр Дяченко, чей доклад был посвящен американскому роману воспитания: его истории и поэтике. Были разобраны как знаковые произведения, предваряющие этот жанр, так и тексты, ставшие уже классикой американского романа воспитания, известные на весь мир.
Докладчик сделал вывод, что традиция романа воспитания, идущая от эпохи Просвещения, претерпела значительные изменения под влиянием особенностей развития социума Соединенных Штатов. Характерные для этого жанра поэтика и структура под европейским влиянием внедрилась в литературу развивающейся страны и вместе с ней претерпела колоссальные изменения. При этом, однако, сохранились основные жанровые особенности. Роман взросления в американской литературной среде оказался как нельзя кстати. Молодая нация метафорически проходила те же этапы становления, что и герои произведений. Поэтому данный жанр стал одним из наиболее плодотворных в литературе США.
Завершил семинар доклад студента Даниила Бондаренко, в котором было представлено сравнение метрических и прозаических версий псалмов на примере отрывка из псалма 24/23 («Господня земля, и исполнение ея…»). Этот псалом принадлежит к категории славословия. Также он используется в христианских и иудейских богослужебных текстах.
Метрическое переложение псалма 24 осуществил Джон Хопкинс. Метрическая версия написана общим, или балладным размером (Common Metre). Строфы-четверостишия метрической версии соответствуют стихам прозаической версии, однако синтаксическая структура и лексическое наполнение версий различаются.
При метрическом переложении псалма автору приходится вносить в текст значительные изменения, чтобы вписать прозу в рамки стихотворного размера и в то же время сохранить в целостности Богодухновенное слово. Автор привносит в текст не дополнительное содержание, а эмоциональную составляющую, а также раскрывает сложные для понимания места простому читателю, так сказать, приближает Бога к человеку.
После каждого доклада студенты и преподаватели задавали выступавшему вопросы. Так, Саломия Гудова и Лев Викторович Писарев обсудили место и значение занятий спортом, воспитания волевых качеств характера и целеустремленности и классической филологии в системе британский и американский частных школ раньше и в современности, а Владимир Сергеевич Макаров добавил интересный комментарий по этой теме. Л. В. Писарев рекомендовал С. А. Гудовой также рассмотреть канадский опыт закрытых школ. Александр Дяченко ответил на вопрос С. Гудовой о соотношении американского романа воспитания и школьного романа и обсудил с Л. В. Писаревым неоднозначность термина «young adult», под которым обычно подразумевается литература о подростках и для подростков. А Борис Николаевич Гайдин посоветовал докладчику Даниилу Бондаренко в будущем также сравнить русские переводы псалмов, что магистрант и собирается сделать в следующем году.
Семинар прошел в онлайн-режиме на платформе Skype; следующий семинар запланирован на 17.06.2023 года уже в очном формате.