1 /
Профессор ПСТГУ Н. Ю. Сухова выступила на международной конференции в КДА
22 октября 2019 года в Киевской духовной академии состоялась XI Международная научно-практическая конференция «Духовное и светское образование: история взаимоотношений – современность – перспективы». Наталия Юрьевна Сухова, д-р церковной истории, д-р исторических наук, заведующая Научным центром истории богословия ПСТГУ, приняла участие в конференции.

В этом году мероприятие было связано с двумя юбилеями весьма значимых событий в истории киевской духовно-учебной традиции: 200-летием со дня открытия Киевской духовной академии и 30-летием возрождения Киевских духовных школ.

В конференции принимали участие представители как духовных, так и светских учебных заведений. Опираясь на многовековой опыт, участники старались проанализировать состояние современной ситуации духовного окормления в христианстве.

На пленарном заседании Н. Ю. Сухова представила свой доклад: «“Взаимные подозрения в неправославии составляют важный недуг нашего времени”: история сборника “Памятник веры” святителя Иннокентия (Борисова)».

Доклад был связан с богословско-просветительской деятельностью святителя Иннокентия (Борисова) архиепископа Херсонского и Таврического (1800–1857), одного из самых замечательных архиереев и богословов XIX века. Самый успешный магистр первого курса Киевской духовной академии (200-летие которого празднуется в этом году), а затем — блестящий ректор родной академии (1830-1839). Он был творческим и очень смелым богословом, талантливым проповедником и плодотворным церковным деятелем. Однако как при его жизни, так и ныне богословие святителя Иннокентия вызывало и вызывает неоднозначные оценки.

Внимание Н. Ю. Суховой было сфокусировано на одном богословском проекте святителя Иннокентия: составлении сборника важнейших догматических текстов христианской (православной) традиции II–XVIII вв. Особое внимание было обращено на востребованность сборника в российском контексте 1830-50-х гг.: мистические искания 1820-х гг., коллизия с переводом Священного Писания на русский язык в рамках Библейского общества внесли в смущения и недоумения, и духовная школа, и российское общество желали «узнать истинное учение нашей Церкви, дабы твердо держаться его».

Автор рассмотрела обстоятельства, связанные с зарождение идеи этого сборника, ее развитием, основными вехами формирования состава сборника, возникавшими проблемами. Проект так и не получил окончательной реализации, однако составил особую страницу в истории «духовной учености» в России и послужил ярким «маркером» важных тенденций в русском богословии. Более того, в итоговой части доклада Н. Ю. Сухова постаралась выделить принципиальные черты проекта, с одной стороны характеризующих период «прикровенного развития» русского богословия (1830-50-е гг.); с другой стороны, выходящих за рамки того времени:

1) внимание к переводу догматических текстов, ошибки и даже неточности в котором влекут неправильное понимание богословских истин;

2) настойчивая постановка вопроса о многообразии в богословской мысли, как свидетельства творчества богословствующего разума в усвоении Божественного Откровения;

3) сама попытка рассмотреть формирование догматического учения Православной Церкви во всех его исторических сложностях, смелое и раннее использование святителем Иннокентием историко-критического метода проявили свои опасные стороны, но и засвидетельствовали, что сборник святителя Иннокентия, при всей неоднозначности, имел перспективу.