1 /
Состоялась конференция по коммуникативным навыкам специалистов социальной работы

28 января 2021 года в рамках XXXI Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ прошла секция кафедры социальной работы «Формирование коммуникативных навыков у специалистов по социальной работе и церковному социальному служению». Конференция проходила в Zoom-формате и транслировалась на YouTube-канале "Социальная работа ПСТГУ". Одновременно в конференции присутствовали до 50 слушателей.

Конференция началась с доклада руководителя секции к.и.н., доцента Т. В. Зальцман «Пространство общения в социальной работе и церковном социальном служении», сравнившей организацию онлайн- и офлайн-пространств конференций. Докладчик отметила, как важно для студентов иметь место для творческого, неформального общения. В качестве примеров современного функционального социального пространства были проанализированы помещения АНО «Центр Благосфера», а также созданная в ПСТГУ гостиная на Иловайской улице. Было отмечено, что в ходе практических занятий со студентами преподаватели уделяют внимание формированию и таких навыков, как правильная организация трапезы – пространства для близкого общения единомышленников.

С анализом практики волонтерской и студенческой деятельности в центре социальной поддержки «Друзей общины святого Эгидия» выступила куратор практики и стажировок АНО "Друзья общины святого Эгидия» Н. Г. Маркова. Особое внимание было уделено важности совместного сопровождения студентов во время практики и со стороны вуза, и со стороны НКО.

Надежда Васильевна Коротеева, к. т. н., сертифицированный гештальт-терапевт, практический психолог-консультант, ведущий психологических групп и тренингов (г. Москва), в докладе "Групповой формат психологической поддержки (взаимоподдержки) людей помогающих профессий" акцентировала внимание на эмоциональной составляющей деятельности специалистов помогающих профессий. Люди помогающих профессий часто отдают свои внутренние ресурсы, которые могут пополняться только за счет внешних источников. Такая взаимоподдержка проводится в профессиональных группах, но у российских социальных работников забота о собственном психическом и физическом здоровье не встроена в систему.

Об особенностях в коммуникациях с подростками группы риска рассказала Зинаида Николаевна Григорова, к. социол. н., руководитель службы психологической поддержки Центра свт. Василия Великого из Санкт-Петербурга. По многолетним наблюдениям Центра, среди подростков распространена доминирующая модель поведения — принятие "взрослых привилегий" без принятия ответственности. Поэтому важно дать понять подросткам что такое свобода. Одним из последних проектов Центра стал проект развития коммуникации для всех желающих (волонтеров, студентов, подопечных и др.) — Кофейня "Просто".

В докладе к. полит. наук, психолога-консультанта, члена Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов Анастасии Сергеевны Храмутичевой "Феноменологический метод в урегулировании межличностных конфликтов" был сделан акцент на восприятие конфликта личностью, оценивание и категоризацию ситуации конфликта.

Доцент кафедры социальной работы Ксения Александровна Гниденко в докладе «Коммуникация как ресурс и источник стресса» презентовала исследование, проведенное среди студентов, обучающихся на направлении социальная работа. В докладе были названы факторы, способствующие эффективному межличностному общению и представлены результаты исследования, в которых выявлялись представления будущих специалистов по социальной работе о коммуникации как источнике ресурсов.

Представители других вузов — Юмашева Татьяна Александровна, к. пед.н., доцент кафедра истории Балашовского института федерального ГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», (г. Балашов), и Шалковская Ольга Валентиновна, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института, посвятили свои доклады специфике развития коммуникативных компетенций у бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» в своих вузах.

В заключение Марина Анатольевна Разночинцева, доцент кафедры сценической пластики Института театрального искусства им. И. Д. Кобзона, рассказала о сторителлинге как эффективной технологии для повествования и переживания собственного опыта в формировании коммуникационных навыков. В финале были представлены два видеоролика студентов об историях, повлиявших на их выбор профессии.

Конференция была подготовлена при активном участии студентов 2 и 3 курсов кафедры социальной работы.

Запись конференции.