1 /
В ПСТГУ состоялся первый открытый семинар проекта «Русское духовно-академическое богословие конца XIX – начала XX вв.»

18 мая 2021 года в Научном центре истории богословия и богословского образования прошел открытый семинар на тему: «"Обожение" в русской богословской традиции ХХ в.». Семинар был проведен в рамках исследовательского проекта «Русское духовно-академическое богословие конца XIX – начала XX вв.: идеи и контексты».

Проект, возглавляемый деканом богословского факультета протоиереем Павлом Хондзинским, объединил преподавателей и выпускников Университета, занимающихся изучением русской традиции. Цель проекта – раскрыть наиболее значимые, но при этом научно не проанализированные богословские теории представителей духовно-академической среды конца XIX – начала XX вв.

На семинаре очно и дистанционно присутствовали участники проекта, члены профессорско-преподавательского коллектива ПСТГУ, а также студенты богословского факультета.

Открылся семинар выступлением аспиранта факультета Вячеслава Александровича Ячменика, предложившего к обсуждению книгу Руфь Коат «Deification in Russian Religious Thought: Between the Revolutions, 1905–1917», вышедшую в издательстве Оксфордского Университета в 2019 г. Вячеслав Александрович раскрыл идею книги, логику ее структуры, основные пункты содержания. Исследователь дал оценку лежащему в основе книги своеобразному принципу отбора памятников, долженствующих содержать русское учение обожения, и антиисторической последовательности их рассмотрения. Были отмечены исследовательские достижения монографии Коат по экспликации идеи богочеловеческого синтеза выдающихся русских мыслителей (Соловьева, Флоренского, Булгакова, Бердяева, Философова и др.), почти до неотличимости схожей с идеей обожения (теосиса). Также была отмечена и ущербность работы, связанная с игнорированием духовно-академической среды эпохи Серебряного века как почвы вызревания наиболее очевидного богословия обожения. Презентация аспирантом книги Коат не только заинтересовала слушателей, но и вызвала ряд серьезных вопросов.

Продолжил семинар декан богословского факультета протоиерей Павел Хондзинский докладом «Эволюция в представлениях об обожении в богословском наследии мч. Иоанна Попова». Изучение личного, завершившегося в безупречной мученической кончине, и научного, имевшего плодами совокупность глубоких сочинений, подвигов мученика Иоанна важно по ряду причин. И первой из них является даже не то, что профессор патрологии Московской академии духовно связан со Свято-Тихоновским Университетом, будучи одним из его «малых» покровителей, творивших и богословствовавших в стенах главного здания Университета – бывшего Московского епархиального дома. Мученик Иоанн, что показал декан факультета, был первым отечественным мыслителем, сформулировавшим сотерилогическую концепию обожения как концепцию богословскую. Протоиерей Павел проследил развитие взглядов Попова на проблему обожения человека по его известной трилогии, раскрывающей мысль обожения на патристическом материале: «Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского», «Мистическое оправдание аскетизма в творениях прп. Макария Египетского», «Идея обожения в древневосточной церкви», — а также по другим текстам.

Декан факультета, обратив в начале доклада внимание на неисследованность богословия мч. Иоанна, научно-критически представил взгляды героя доклада на такие проблемы, как аскетизм, богообщение, монашество и мирское христианство, природный и личностный теосис и др. Была рассмотрена выделяемая в истории Древней Церкви и проектируемая Поповым на современную интеллектуальную жизнь аскетико-мистическая, по-другому природно-личностная или антиохийско-александрийская, диалектика. Отец Павел обратил внимание на своеобразность научно-патрологических интересов Попова, а также обозначил генезис его взглядов, уходящий в актуальную для конца XIX в. русскую и немецкую философии. Доклад вызвал живые вопросы слушателей. В дискуссии после доклада были подняты темы отношения Попова к богословию Адольфа фон Гарнака, значения теории Карла Холла «Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Monchtum» и соотношения христологической идеи обожения плоти Господа и сотериологической идеи обожения человечества.