1 /
Кафедра педагогики провела IX Всероссийскую межвузовскую научно-практическую конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых

12 апреля 2021 года на историко-филологическом факультете ПСТГУ в рамках Филолого-педагогической декады, организуемой кафедрой педагогики, в очно-дистанционном формате прошла IX Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Актуальные вопросы теории и методики преподавания филологических дисциплин в системе общего образования».

Конференция объединила молодых исследователей-педагогов из высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Саратова, Башкирии, Чувашии, а также Калькутты (Индия). С приветственным словом к участникам выступили заместитель декана по учебной работе историко-филологического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук Юлия Игоревна Белоногова; заведующая кафедрой педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ, доктор педагогических наук, профессор Светлана Юрьевна Дивногорцева, а также организатор конференции – доцент кафедры педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ, кандидат филологических наук Сергей Владимирович Феликсов.

В выступлениях было отмечено, что основной целью проведения конференции является развитие творческой активности студентов, аспирантов и молодых ученых, а также объединение научных инициатив молодых исследователей-педагогов для решения актуальных проблем в области методики преподавания русской филологии в свете традиционных для отечественной культуры духовно-нравственных ценностей.<

В ходе конференции докладчиками были затронуты различные актуальные проблемы, касающиеся изучения вопросов филологического образования.

С одной стороны, в программу конференции вошли доклады, посвященные изучению вопросов теории и методики преподавания русского и английского языков, а также рассмотрению языковых феноменов детской речи:

  • К вопросу о мотивации учащихся: способы каузации читательского интереса (лингвистический аспект). ТРУЩЕЛЁВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ, аспирант, преподаватель кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

  • Лексико-семантическая система русского языка в диахроническом аспекте: вопросы изучения и методики преподавания. БАСУ АТМОДЖА, аспирант русского языка кафедры языков, исследователь русского языка Калькуттского университета (Индия).

  • Особенности преподавания синтаксиса сложного предложения в национальном вузе. АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА, студентка 5-го курса факультета чувашской и русской филологии Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

  • Работа над эссе духовно-нравственной тематики как средство развития коммуникативных навыков у младших школьников на уроках русского языка. КУЗНЕЦОВА СВЕТЛАНА, студентка 3-го курса бакалавриата историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

  • Комплекс педагогических условий обучению английскому языку в ВУЗе. БОРОДИНА МАРИНА ЮРЬЕВНА, аспирант кафедры педагогики историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

  • К вопросу о словообразовательных особенностях в детской речи и детских окказионализмах. КАРГАТОВА ЛИДИЯ, ТЕРЕШИНА ПОЛИНА, студентка 3-го курса бакалавриата историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

С другой стороны, содержание конференции составили доклады, обращенные к рассмотрению проблем преподавания русской и зарубежной литературы, а также формирования литературоведческих компетенций:

  • Использование мультипликации в формировании навыка анализа текста у учащихся 5–6 классов. ПАВЛОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА, магистрант школы филологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

  • Метод психоаналитического литературоведения в преподавании русской и зарубежной литературы (на примере архетипов «отца» и «сына» в творчестве В. Аксенова, С. Довлатова и Дж. Сэлинджера). РЕЗАКОВ ЯРОСЛАВ ОЛЕГОВИЧ, соискатель и удаленный ассистент кафедры русской, зарубежной литературы и массовых коммуникаций филологического факультета Брянского государственного университета имени И. Г. Петровского.

  • Формирование представлений о самопожертвовании у младших школьников на материале произведения Ф.А. Вигдоровой «Мой класс». ТУЛАЕВА МАРИЯ, студентка 4-го курса бакалавриата историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

  • Стихотворение Н. А. Некрасова «Накануне Светлого праздника» на уроке литературы. РЕШЕТНИКОВА ДАРЬЯ, студентка 3-го курса бакалавриата филологического факультета Балашовского института Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

  • Формирование навыков осознанного чтения у дошкольников и младших школьников в рамках образовательной программы "Русская классическая школа". ЕРЕМИНА КИРА, ШКУРО ДИАНА, студентки 3-го курса бакалавриата историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

  • Особенности формирования у младших школьников представлений о дружбе на примере произведений В. Крапивина. СТЕПАНОВА МАРИЯ, студентка 4-го курса бакалавриата историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

  • Проблема чистоты и целомудрия в романе И. А. Гончарова «Обломов»: филологический и методический аспекты изучения. КОРЯГИНА ДАРЬЯ, студентка 3-го курса бакалавриата филологического факультета Балашовского института Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

  • Нам подарили слово: к вопросу о методике написания итогового сочинения по литературе в школе. ДАВЛЕТБАЕВА ЭЛИНА, студентка 1-го курса филологического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Темы отдельных докладов, прозвучавших на конференции, были обращены к рассмотрению общетеоретических вопросов методики преподавания филологии, а также проблем, касающихся осуществления межпредметных связей филологических дисциплин с курсом «Основы религиозных культур и светской этики» (модулем «Основы православной культуры»):

  • Современные педагогические технологии в преподавании филологических дисциплин. КАДЫСЕВА УЛЬЯНА, ДАВЛЕТБАЕВА ЭЛИНА, студентки 1-го курса филологического факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

  • Проблемный метод изучения лирических произведений как средство формирования познавательного интереса к православной культуре у младших школьников. СМОТРОВА ТАТЬЯНА, студентка 4-го курса бакалавриата историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

  • Тема милосердия в повестях и рассказах для детей конца XIX–начала XX века и возможности ее изучения в начальной школе. ЗЫЧЕНКОВА СОФЬЯ, магистрант кафедры педагогики историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

  • Применение современных педагогических технологий при рассмотрении литературных произведений на уроках основы православной культуры. СМЕКАЛИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, аспирант кафедры педагогики историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, учитель начальных классов высшей категории ГБОУ г. Москвы «Школа № 1861 “Загорье”».

Всего на конференции было заслушано 18 докладов. По итогам конференции все докладчики и слушатели получат именные сертификаты.

Организаторы конференции выражают глубокое уважение и благодарность всем участникам конференции и их научным руководителям за труды и желают им дальнейших творческих успехов!