Доклады по византийской проблематике прозвучали на научном семинаре богословского факультета ПСТГУ
PDF версия С докладамии выступили священник Михаил Асмус и старший преподаватель О. А. Родионов.

Иерей Михаил Асмус в докладе «Гомилетическое наследие Леонтия пресвитера Константинопольского» кратко обрисовал современное состояние вопроса и познакомил с промежуточными результатами комплексного исследования гомилетического наследия, которое проводилось в 2019–2020 гг. коллективом ученых под руководством священника М. Асмуса, обозначил перспективы дальнейшего исследования с привлечением средневековых переводов Леонтиевских проповедей.

Основными научными проблемами, связанными с Леонтием, до сих пор остаются: состав корпуса гомилий, его датировка и текстология. Для подтверждения гипотезы С. Войку, распространяющего авторство Леонтия на 37 гомилий, был предпринят филологический анализ (рассмотрены неологизмы, редкие слова, притяжательные прилагательные, черты импровизации). Впервые был широко привлечен богословский анализ, обнаруживший черты раннего (дохалкидонского и доэфесского) богословия, в частности, Леонтий ни в одном из 37 текстов не употребляет термина «Богородица».

Хорошие результаты дал и исторический анализ, в частности, позволивший опровергнуть гипотезу К. Датемы и П. Аллен о небогатом константинопольском храме как месте служения проповедника. Перспективными направлениями для дальнейшего исследования остаются кодикологический анализ, целью которого является проверка гипотезы К. Датемы и П. Аллен о существовании авторского сборника проповедей Леонтия (это позволило бы еще более уверенно датировать время жизни автора эпохой, предшествующей периоду составления Гомилиариев), а также привлечение средневековых переводов, включая славянские, для решения текстологических вопросов в случае с теми гомилиями, греческий текст которых дошел в одной-двух рукописях и имеет ряд проблемных мест.

Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры систематического богословия и патрологии О. А. Родионов выступил с докладом «Исихастское возрождение? Византийское монашество второй половины XІV века глазами прп. Каллиста Ангеликуда». Доклад был посвящен отражению реалий византийского монашества второй половины XІV в. в сочинениях прп. Каллиста Ангеликуда.

Прп. Каллист Ангеликуд — византийский богослов-исихаст, о котором до 30-х гг. XX в. не было известно практически ничего. Его сочинения в рукописях надписаны разными именами. Из-за этого долгие годы исследователи византийской богословской литературы полагали, что речь идет о разных авторах. Лишь в XX в. благодаря разысканиям кардинала Джованни Меркати, архимандрита (ныне — митрополита Новой Смирны) Симеона (Куцаса) и Антонио Риго удалось установить, что все эти сочинения принадлежат одному и тому же человеку, и это — Каллист Ангеликуд. В 1370-е–1380-е гг. этот подвижник руководил небольшим монастырем в городе Меленикон в Македонии (ныне — Мелник в Болгарии). Расцвет деятельности Каллиста Ангеликуда приходится на 1360-е – 1380-е гг. Значительная часть сочинений Каллиста Ангеликуда по сей день не издана.

Большинство текстов Каллиста Ангеликуда обращены к монашеской аудитории, по преимуществу к достаточно узкому кругу учеников и насельников монастырей, находившихся в контакте с его обителью. Будучи посвящены различным аспектам духовной жизни монаха, они содержат немало отсылок к реальной ситуации второй половины XІV в. Нередко автор допускает и разного рода критические замечания. Важное место в текстах Каллиста Ангеликуда уделено проблеме послушания, каковое он считает основанием всякого правильного подвижничества и мостом к обретению чистой молитвы. Каллист порицает тех безмолвников, которые чрезмерно увлеклись пением и исполнением Типикона во всей полноте, но не считает возможным критиковать настоящих общежительных монахов, для которых подобная практика естественна.

Учебный комитет