1 /
В Московской духовной академии прошла национальная научная студенческая конференция

19 апреля 2021 года в Московской духовной академии состоялась ежегодная студенческая конференция «Актуальные вопросы современной богословской науки». Ее пленарное заседание открылось сообщением доцента протоиерея Павла Великанова, посвященным особенностям пастырской работы с невротическим типом личности.

Аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры священник Константин Лазукин в своем докладе затронул правовые аспекты проблемы ЭКО, вызывающие сегодня горячие дискуссии в церковной среде. Аспирант кафедры богословия и библеистики Киевской духовной академии монах Феодор (Бенедисюк) представил сообщение «Результаты основных ступеней совершенства человека и классификация видов совершенств в монашеской письменности эпохи Вселенских Соборов». Соискатель ученой степеникандидата теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета инокиня Екатерина (Копыл) раскрыла содержание феномена святых мест в палестинской традиции V–VIII веков. Аспирант кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии Серафим Кадура в своем выступлении описал специфику учения о свободе воли Оригена Александрийского. Пленарное заседание завершилось докладом магистранта Донской духовной семинарии священника Павла Почтового «Этнонациональная идентичность в самосознании христианина: богословский анализ».

После обеда конференция продолжилась секционными заседаниями.

На заседании секции «Богословие» с докладами выступили 14 человек. Участники поделились результатами своих научных изысканий по темам магистерских выпускных квалификационных работ. Был затронут широкий спектр тем догматического и нравственного богословия, патрологии, аскетики, сравнительного богословия, апологетики, пастырского богословия, западной философии и русской религиозной мысли. Доклады вызвали неподдельный интерес, а некоторые — оживленную дискуссию. Так, активная дискуссия возникла после докладов И. Мячина — «Репрезентация классических образов Искупления в радикальной феминистской теологии», С. Санаянца — «Теодицея и трагический ХХ век», Н. Сороколетова — «Философия Ваттимо как ответ на проблему насилия: от этики к эстетике» и И. Ульянова — «К вопросу о значении категории “наслаждение” у святых отцов». Не меньший интерес вызвали доклады священника Ф. Анисимова, священника В. Боброва, диакона А. Демидова, диакона С. Семенова, А. Курочкина, Е. Дектярева, священника Н. Семенова, И. Дубровина, А. Кохно, Н. Яснова.

Доклады студентов выпускного курса магистратуры отделения «Пасторология и литургика» отразили широту научных интересов данного профиля — такие темы, как «Христианская нравственность и светская мораль в церковном и государственном праве», «Выборочное анкетирование священнослужителей как метод исследования актуального состояния епитимийной практики в современной Церкви», «Современная проблематика жизни Русской Православной Церкви в Республике Таджикистан», «Спортивные единоборства как средство православной миссии» и другие.

На заседании секции филологии, возглавляемой доцентом С.В. Бурмистровой, прозвучали сообщения 11 магистрантов кафедры филологии, обучающихся по направлениям подготовки «Русская духовная словесность» и «Греческая христианская литература». Темы докладов касались актуальных аспектов развития филологической и богословской науки: изучения религиозной проблематики русской и зарубежной литературы XIX и XX веков, поэтики житийных текстов, истории языка церковнославянской письменности, а также вопросов богословского содержания и стилистических особенностей памятников греческой христианской литературы и др.

В первом докладе, прочитанном иереем Николаем Калиниченко, была проанализирована модель литературной коммуникации «Автор — Текст — Читатель» в цикле У. Эко «Шесть прогулок в литературных лесах». В сообщении Константина Малакаева был представлен аналитический комментарий лексических разночтений в славянских переводах Алфавитной Синтагмы Матфея Властаря. Доклад Максима Рогозина был посвящен рассмотрению житийной топики затворников на примере жития преподобного Иринарха, Ростовского чудотворца. В рамках своего доклада Сергей Красников познакомил слушателей с фрагментами дневников М.М. Пришвина, прокомментировав отношение писателя к Церкви и особенности его религиозного мировоззрения. Предметом доклада иерея Иоанна Парахина стали простомовные особенности жития Григория Богослова. В докладе иеромонаха Иннокентия Глазистова был затронут вопрос, который, по его словам, всколыхнул интернет-пространство, о встречающихся в святоотеческой литературе свидетельствах о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. В выступлении Алексея Кныша были представлены результаты исследования мотива восприятия человека в словах Евсевия Эмесского «De hominis assumptione». Роман Шилкин сделал подробное сообщение об опыте реконструкции научной биографии Иоанна Мосха. Доклад иерея Алексея Толмача был посвящен анализу темы смерти в трактате Юлиана Толедского «Prognosticum futuri saeculi». В докладе Павла Туркина был представлен сравнительный анализ Устава монастыря на горе Изла и Канонов святой школы города Нисибина. Василий Жемчужников сделал сообщение на тему «Древние монашеские правила (уставы) как памятник аскетическо-канонической письменности».

Почти все доклады сопровождались качественными презентациями, что способствовало более продуктивному восприятию информации, охватывающей довольно широкий диапазон научной проблематики. В конце заседания были подведены его итоги: участники обменялись впечатлениями, отметив высокий научный уровень всех докладов, а также обозначили наиболее понравившиеся из них. Лучшими докладами были признаны сообщения Павла Туркина и Алексея Кныша.

В четвертой секции, посвященной истории Церкви, приняли участие шесть человек. Модератором конференции выступил преподаватель кафедры церковной истории МДА К.А. Черепенников. Первый доклад был представлен священником Ильей Воронковым на тему «История чтимой иконы Божией Матери “Смоленская”, находящейся в кафедральном Успенском Соборе города Владимира, по материалам Государственного архива Владимирской области». Иерей Илья проследил непростую судьбу данного чтимого образа Богоматери. Особо трагичной была судьба данной иконы в XVIII столетии, когда по приказу духовной консистории было велено перенести образ в город Владимир. Это совершилось вопреки воле жителей села, почитавших ее как чудотворную. В архивах города Владимира есть свидетельства о попытке святителя Феофана Затворника в XIX веке помочь селянам вернуть икону обратно в село. Однако это оказалось невозможным, и икона Божией Матери осталась во Владимире.

Со вторым докладом выступил Юрий Дмитриев, который рассказал о том, как происходило замещение вакантных церковно-приходских мест в середине XVIII века, на примере вотчин Троице-Сергиевой лавры. Юрий приходит к выводу, что до 1764 года данный вопрос решался епархиальным начальством совместно с прихожанами приходской церкви и духовным собором Лавры. После секуляризации церковных земель проходит унификация, смысл которой заключался в предпочтении выпускников духовных учебных заведений, но в то же время сохранялась старая традиция, по которой кандидата продолжали согласовывать с Лаврой.

Далее выступал Дмитрий Вохмин с докладом на тему «Влияние святых князей на формирование централизованного русского государства». Дмитрий в своем выступлении, опираясь на сочинения митрополита Иоанна (Снычёва) и Георгия Петровича Федотова, акцентировал внимание слушателей на особой роли святых князей, таких как Борис и Глеб. Именно эти князья стояли у истоков особой княжеской святости и вошли в историю Русской Церкви как страстотерпцы. Ярким примером этого типа святости стал святой император Николай Второй и его семья.

Дмитрий Кисляков рассказал о «Судьбе святых мощей святого благоверного великого князя Александра Невского в XVIII веке». В своем докладе Дмитрий отметил, что именно по ходатайству императора Петра Первого святые мощи были перенесены в Северную столицу и был установлен новый праздник, 30 августа, в честь этого события.

Даниил Голованов рассказал о причинах политических процессов над православным духовенством в правление императрицы Анны Иоанновны (1730–1740 годы). Даниил основывает свое исследование на архивных материалах Российского государственного архива древних актов, где хранятся следственные дела Тайной канцелярии. Автор доклада сделал вывод, что основной причиной преследований были подозрения в политической неблагонадежности (неосторожные слова священника, не отслужил вовремя молебен об императрице и т.д.).

Последним был доклад диакона Сергея Растрёпина на тему «Подвижничество насельниц Оржевского Боголюбско-Тишениновского женского монастыря Тамбовской области в первой трети XX века». Диакон Сергей поведал о непростой и даже трагической судьбе данной монашеской общины, которая пыталась сохраниться под видом трудовой коммуны, однако из-за давления советской власти насельницы вынуждены были покинуть обитель. Доклады сопровождались оживленной дискуссией, во время которой были получены исчерпывающие ответы.

На секции истории и теории церковного искусства прозвучало семь докладов, каждый из которых в большей или меньшей степени был посвящен либо исследованию коллекции музея Академии «Церковно-археологический кабинет», либо произведениям искусства Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Иерей Дмитрий Лукаченков в своем докладе рассказал о незаурядной личности начала ХХ века, о жизни и творчестве церковного художника, представителе московского модерна — С.И. Вашкове, ярко проявившем себя в архитектуре, живописи, издательском деле и прежде всего — в создании церковной утвари: окладов Евангелия, богослужебных сосудов, крестов, паникадил и пр. Выступление Ольги Пешковой было посвящено исследованию коллекции работ из собрания музея МДА другого выдающегося церковного живописца рубежа XIX–XX веков — К.В. Лебедева. О назначении и типологии древнерусских сосудов для каждения рассказал иерей Александр Мохов. Исследование монахини Кассианы (Чеботаревой) познакомило с историей формирования и изучения антиминсной коллекции музея МДА «Церковно-археологический кабинет». Екатерина Пуганова продемонстрировала копии листов из библейских альбомов второй половины XIX века, хранящихся в отделе графики академического музея, которые стали образцами для иконописания. Затем двое докладчиков обратили внимание слушателей на произведения церковного искусства Троице-Сергиевой лавры. Ольга Родичева рассказала об иконографии князей на примере росписей Успенского собора Лавры. Ксения Супрун, в свою очередь, представила иконографические изображения на иконах и фресках двух келейников преподобного Сергия Радонежского — преподобных Михея и Никона Радонежских. Каждое выступление сопровождалось вопросами слушателей. В завершение работы секции заведующая кафедрой истории и теории церковного искусства Н.В. Квливидзе отметила высокий научно-исследовательский уровень докладов.

МДА