1 /
Состоялась лекция-тренинг «Человек в мире тишины»

11 апреля 2021 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в рамках краткосрочного обучающего курса «Включайся: основы оказания помощи людям с инвалидностью», организованного Центром инклюзивного образования состоялась лекция-тренинг «Человек в мире тишины».

Лекцию предварило выступление Маргариты Васильевны Парфёновой, педагога-организатора Центра. Она поделилась с участниками курсов теоретическими основами развития людей с нарушением слуха и сформулировала основные правила общения с людьми данной нозологии.

Встречу провели постоянные гости курсов — сурдопедагог, кинорежиссер, руководитель Центра по работе с глухими и слабослышащими людьми "Десница" Андрей Александрович Андрейкин и служащий храма Всех Святых, в земле Российской просиявших в Новокосино, сурдопереводчик Центра по работе с глухими и слабослышащими людьми «Десница», руководитель самой активной общины глухих в Москве и воскресной школы для глухих диакон Павел Афанасьев. В проведении встречи им помогали сотрудницы Центра «Десница» — Анна Сысоева и выпускницы ПСТГУ Алена Абрамова и Варвара Дубкова.

У участников тренинга совершенно разный опыт общения с людьми с инвалидностью: многие из присутствующих никогда не взаимодействовали с глухими или слабослышащими людьми. Однако, как отметил отец Павел, таких людей куда больше, чем может показаться, просто мы их не замечаем. Поэтому особенно важно понимать, чем мы можем помочь людям с нарушениями слуха.

Учащиеся узнали много нового: какие бывают виды потери слуха; как устроено человеческое ухо; что такое кохлеарный имплант; как сделать, чтобы глухой или слабослышащий человек лучше воспринимал речь (оказывается, играет значительную роль даже то, как освещено лицо говорящего); попробовали себя в роли слабослышащих людей. Отец Павел и Андрей Александрович рассказали о нюансах общения с людьми с нарушениями слуха. Например, о том, что самый хороший вариант привлечь внимание неслышащего человека – похлопать его по плечу, а «глухонемой» в общении с глухими людьми – слово табуированное, так как немота не связана со слухом. Выступающие развеяли множество мифов о людях с нарушениями слуха.

Большое внимание было уделено освоению жестового языка и дактиля (пальцевой азбуки).
Интересно то, что пальцевая азбука является лишь малой частью жестового языка — значительную роль играют именно жесты, обозначающие слова, коих огромное количество, и, таким образом, дактиль пригождается лишь в ряде некоторых случаев. Участники попробовали с помощью пальцевой азбуки сказать свое имя, а отец Павел и Андрей Александрович показали множество слов на жестовом языке.

После лекции, как и после каждой встречи курса, осталось чувство светлой радости, ведь проводят его люди, дающие колоссальный заряд вдохновения и желания менять этот мир к лучшему.

Текст: Ерёмина Кира,
студентка III курса историко-филологического факультета (Педагогического направления)
Фото: Кустова Дарья,
студентка III курса историко-филологического факультета (Педагогического направления)

Центр инклюзивного образования ПСТГУ