1 /
На кафедре истории и теории христианского искусства состоялся научный семинар, посвященный архитектуре Никольской церкви усадьбы Николо-Прозоровское
PDF версия

24 ноября 2021 года на кафедре истории и теории христианского искусства в рамках утвержденной научной темы кафедры «Проблемы христианского искусства Позднего Средневековья и Нового времени» состоялось третье занятие семинара «Образ и смысл: особенности развития русского церковного искусства XVI–XX веков» (руководитель семинара кандидат искусствоведения, доцент Ю. Н. Звездина).

Занятие было посвящено архитектуре Никольской церкви усадьбы Николо-Прозоровское. Руководитель занятия – старший преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства ПСТГУ Н. Е. Секачева.

Никольская церковь усадьбы Николо-Прозоровское (1792) – незаурядный памятник церковного зодчества периода зрелого классицизма. С его изучением связан ряд вопросов: история проектирования и строительства храма, проблема авторства, роль ктитора, возможные прототипы и образцы, влияние на последующий архитектурный процесс.

Прозвучали два доклада:

  • Анастасия Андреевна Белякова, магистрант МГУ им. М. В. Ломоносова, выпускница бакалавриата кафедры истории и теории христианского искусства ПСТГУ

«История и архитектурные особенности церкви усадьбы Николо-Прозоровское»

В докладе А. А. Беляковой была освещена история создания памятника, приведена существующая информация о храме, проведен анализ его архитектурных особенностей. Целью исследования является определение места этого памятника в общей картине церковного строительства своего времени. Дальнейшие задачи – архивные изыскания возможных новых сведений о Никольской церкви, а также о ее заказчике.

  • 2. Нина Евгеньевна Секачева, старший преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства ПСТГУ

«Церковь в Николо-Прозоровском в контексте типологии церковного строительства XVIII века (к вопросу о центрических крестообразных храмах)»

Во втором докладе была рассмотрена типология подобных храмов от периода раннего Средневековья до начала XIX в. Особый акцент был поставлен на церковной архитектуре Ренессанса, оказавшей значительное влияние на такой тип, в основе которого лежит равноконечный греческий крест, а также на особенностях храмового зодчества конца XVIII – начала XIX столетий.

Оба доклада сопровождались богатым иллюстративным материалом. В заключение занятия состоялось обсуждение докладов.