Царь Лалибэла строит церковь. Миниатюра из рукописи Lond. Brit. Lib. Or. 718. Fol. 127v, XIX век
Участники семинара обсудили проблемы эфиопской литературы
PDF версия

3.02.2022 состоялось второе заседание открытого семинара кафедры восточно-христианской филологии и Восточных Церквей в рамках работы научно-исследовательской группы, специализирующейся по теме «Греко-византийское и латинское наследие в этно-конфессиональных традициях Христианского Востока: от сохранения к творческому развитию».

На семинаре выступила выпускница кафедры, доктор философии (PhD), научный сотрудник Коллеж де Франс (Париж) Нафиса Валиева с докладом на тему «Вознесение Лалибэлы и Вознесение Исаии: сравнительный анализ неизданной части Жития Лалибэлы». Исследованием агиографической традиции эфиопского царя Лалибэлы на языке гыыз Н. Валиева начала заниматься в ПСТГУ под руководством заведующего кафедрой протоиерея Олега Давыденкова. В 2013 г. она защитила дипломную работу по Житию Лалибэлы на основании существующих изданий, затем продолжила изучение текста в Гамбургском университете уже с привлечением рукописей, в 2019 г. защитила докторскую диссертацию под руководством профессоров Алессандро Бауси и Мари-Лор Дера и в настоящее время работает над критическим изданием агиографических текстов о Лалибэле.

Знаменитый царь Лалибэла жил и правил в XII-XIII веках, в период Ренессанса эфиопской христианской культуры. Согласно традиции, Лалибэла является создателем комплекса из десяти скальных церквей в селении Роха, позднее переименнованного в честь царя (ныне город Лалибэла). Неизданная часть Жития Лалибэлы как раз и повествует о том, какие указания касательно постройки церквей – земного откровения небесного Иерусалима – получил Лалибэла на седьмом небе. Доклад был построен вокруг гипотезы М.-Л. Дера об интертекстуальных связях между Житием Лалибэлы и раннехристианским апокрифом «Вознесение Исаии». Анализ описаний небес в двух этих источниках подтверждает частичную схожесть моделей неба (небесная твердь + семь небес) при важном отличии – вознесение Лалибэлы происходит уже после земной жизни Иисуса Христа. В ходе дискуссии по завершении доклада обсуждались такие вопросы, как использование в эфиопской литературе ветхозаветных сюжетов, идея превосходства человека над ангелами в эфиопской литературе, проблемы изучения эфиопских рукописей в современной науке, рецепция трудов русских эфиопистов в Европе. Автор доклада будет рад любым указаниям на тексты из других традиций, затрагивающие тематику неба (nafisa-valieva@mail.ru).

Фото взято из рукописи.