Образование: |
|
Повышение квалификации: |
|
Работа: |
|
Участие в редколлегиях научных журналов: |
Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология (член редколлегии) |
Общий стаж работы: | с 1989 года |
Общий стаж педагогической работы: | с 1989 года |
Дополнительная информация : |
|
Гранты: |
|
Опубликованные интервью:
Видео-лекции и интервью:
«Моральное развитие ребенка - проблемы исследований, возрастные этапы и показатели»
«Система образования трещит по швам». Когда карантин закончится, обучение будет другим
Статьи в реферируемых журналах ВАК:
Публикации в изданиях на платформах Scopus, Web of Science:
Учебные и методические пособия:
Склярова Т.В., Носкова Н.В. Возрастная психология для социальных педагогов. Уч. пособие для студентов педагогических специальностей /под общей ред. Скляровой Т.В. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. – 336 с.
Склярова Т.В. Возрастная психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. – 114 с.
Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие для студентов православных учебных заведений. М.: Изд-во «Покров», 2004. – 143 с. (50% личного участия)
Склярова Т.В. Конспект лекций по возрастной педагогике и психологии, М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. – 64 с.
Склярова Т.В., свящ.Николай Емельянов. Методические рекомендации по написанию итоговой квалификационной работы. М., ПСТГУ, 2008.
Склярова Т.В. Социальная педагогика для православных учебных заведений. Учебно-методическое пособие. М., ПСТГУ, 2015. – 48 с.
Склярова Т.В. Развојна психологија и педагогија за наставнике и родитеље.[пер. названия на русский яз.: Психология развития и педагогика для священников и родителей. Учебное пособие на сербском языке. Перевод на сербский язык выполнен Иваном и Еленой Недич]. Београд: ПКИ Православни Богословски Факултет УБ, 2016. – 296 с.
Склярова Т.В. Возрастная психология: от рождения до старости. Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. – 244 с.
Склярова Т.В., Носкова Н.В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., Изд-во «Юрайт», 2019. – 235 с.
Научные статьи, доклады, материалы:
Склярова Т.В. Социальная педагогика и деятельность религиозных объединений.//Сб.«Проблемы педагогического образования», М.,1994. – С.33-34.
Склярова Т.В. Различение категорий «душевное» и «духовное» в педагогической антропологии К.Д.Ушинского // Сб. «Развитие и социализация ребёнка в различных культурно-образовательных средах», Орёл.1994. – С.51-53.
Склярова Т.В. Религиозно-педагогическая работа в русской эмиграции //Сборник докладов 2 Международных Рождественских образовательных чтений, М., 1995. – С.35-37. (0,2 п.л.)
Склярова Т.В. Не такой как все, или очерк о становлении системы православного воспитания в России // Элитологические исследования, №3, Астрахань, 2000. – С.53-59. (0,5 п.л.)
Склярова Т.В. Над пропастью в горах или использование методов экстремальной психологии в воспитании детей группы риска // Спорт в школе, №24, декабрь 2004. – С. 12-13. (0,25 п.л.)
Склярова Т.В. Религиозный аспект педагогической деятельности в среде русской эмиграции первой половины ХХ века //Сборник научных работ «Вестник ПСТБИ», №1, 2003. – С.194-212. (1 п.л.)
Склярова Т.В. Проблемы технологии проектирования образовательного процесса в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях //Межвузовский сборник научных трудов «Проектирование образовательных процесов». Шуя, 2003. – С. 92-95.
Склярова Т.В. Религиозная составляющая общенациональной концепции воспитания //Сб.статей «Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие (по материалам научно-практического семинара «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодёжи»). М., 2004. С.37-39.
Склярова Т.В. Духовно-нравственные аспекты психологии младшего школьника //Сб.статей по материалам научно-практической конференции «Проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников», Ярославль, 2004. – С.23-29.
Склярова Т.В. Воспитательная концепция в современном российском обществе: теория, история и перспективы //Образование, № 9, 2004. – С.18-25.
Склярова Т.В. Современные аспекты социально-педагогической деятельности //ж. Образование, № 11, 2004. – С.30-37.
Склярова Т.В. Современные воспитательные парадигмы – цели и задачи //Сб.докладов Седьмых образовательных Богородично-Рождественских чтений. Обнинск, 2004. – С.120-124.
Склярова Т.В. Современные воспитательные парадигмы в деле сохранения духовного здоровья нации //Сб.Вторые Авраамиевские чтения: Материалы научно-практической конференции.-Смоленск, 2004. – С.262-268.
Склярова Т.В. Личностная характеристика и профессиональная компетентность преподавателя «Основ православной культуры» //Сб. Материалы Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. Материалы 2004, М., 2005. – С. 683-688.
Sklyarova Tatiana. Orthodox Social Pedagogy in Russia //Christian education belongs… to the whole church. №14 / April 2004.P.10-14.
Склярова Т.В. Проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов в православных учебных заведениях //Сб.материалов Покровских педагогических чтений 2004-2005. СПб., 2004. С. 77-81.
Склярова Т.В. История призрения детей в России //Сб. XV Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. Том 2. Материалы 2005. – С.365-374.
Склярова Т.В. Ценности православной культуры в социальном образовании //Сб. научных докладов и материалов «Фестиваль Духовной культуры», М., 2005. – С.78-88.
Склярова Т.В. Понятие воли в педагогике, психологии, богословии.
Возрастные кризисы как опорные точки развития воли в ребёнке//Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», 4-1. М., 2005. – С.114-134.
Склярова Т.В. Цели воспитания - готовить ребёнка к жизни или помогать жить здесь и сейчас? //Проблемы освиты. Науч.-мет. сб. , 2 вып. Материалы конференции «Формування духовно-моральных цинностей та професийного становлення молоди в социокультурних умовах». Киев-Винница, 2005. – С.51-60.
Склярова Т.В. Принципы социального воспитания в конфессиональной педагогике //Сб.научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы социального воспитания».Ульяновск, 2006. – С.67-71.
Склярова Т.В. Специфика профессиональной подготовки социальных педагогов для работы в религиозных общинах (на примере православных приходов) //Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции 11-12 апреля 2006г. Екатеринбург, 2006. – С.162-166.
Склярова Т.В. Использование потенциала православной культуры в подготовке социальных педагогов // Актуальные проблемы теории и практики социальной педагогики. Материалы 9-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики. В 2-х частях. Ч.I. /Под ред. Л.В.Мардахаева. – М.: Изд-во «Перспектива»,2006. – С.67-71.
Склярова Т.В. Конфессиональная ориентация педагогического образования: проблемы и пути решения//Проблемы освиты. Науч.-мет. сб., 3 вып. Материалы конференции «Проблемы профессионального становления молодёжи на основе духовно-нравственных ценностей». Киев-Винница, 2006. – С.61-67.
Склярова Т.В. Конфессиональная специфика профессиональной подготовки социальных педагогов для работы по профилактике наркотической зависимости //Сб.научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Профилактика наркомании в образовательных учреждениях Чувашской республики». Чебоксары, 2006. – С.144-148.
Склярова Т.В. Конфессиональные проблемы в современной теории педагогики//Материалы Покровских педагогических чтений 2006 гг. СПб.,2006. – С.79-81.
Склярова Т.В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материалов духовно-нравственного содержания //Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология», №4(7), 2007. – С.20-40.
Склярова Т.В. Высшее педагогическое образование: проблемы формирования профессионального мировоззрения //Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология». Выпуск 3, 2006. – С.56-67.
Склярова Т.В. Тоталитарные секты как фактор десоциализации // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. №2, 2007. – С.85-94.
Склярова Т.В. Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозных общинах //Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №1(4), 2007. – С.58-87.
Склярова Т.В., Быкова О.Н. Из истории призрения осиротевших детей в России и Европе: нравственно-правовой аспект // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №2(5), 2007. – С.66-83. (0,8 п.л.) (50% личного участия)
Склярова Т.В., Быкова О.Н. Призрение детей в России: патронат, опека, усыновление // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №3(6), 2007. – С.92-110. (50% личного участия).
Склярова Т.В., Тукиш В.А. Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №2(5), 2007. – С.116-131. – (70% личного участия)
Склярова Т.В. Социальная работа и социальная педагогика в православных общинах: проблемы профессиональной подготовки специалистов //Социальная работа в современном обществе: теория, технологии, образование. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 10-11 октября 2006 г. Кн.2. М., 2007. С.236-241.
Склярова Т.В. Исследование механизма обучения верующего студента //Опыт, проблемы и перспективы подготовки специалистов в высших учебных заведениях России. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 29 апреля 2007. Смоленск-Рославль, 2007. – С.243-247.
Склярова Т.В. Принципы построения концепции профессиональной подготовки социальных педагогов в православном вузе //Новi технологii навчання. Збiрник наукових працъ. Шляхи розвитку духовностi та професiоналiзму за умов глобалiзацii ринку освiтнiх послуг . Спец.випуск №48.Ч.1. Киiв-Вiнниця, 2007. – С.145-149.
Склярова Т.В. Пути и возможности православного воспитания в общеобразовательной средней школе. (Дата обращения: 28.06.2019)
Склярова Т.В. Социальная педагогика и социальная работа: российский вариант. Предмет и содержание социально-педагогической деятельности. Социальный педагог на приходе. Профессиональная подготовка педагогов в ПСТБИ. // Материалы круглого стола по религиозному образованию. Инф.бюллетень, ноябрь 2003. http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/social_pedagogy_ru.htm (Дата обращения: 28.06.2019)
Склярова Т.В. Православная педагогическая антропология как основа конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов // Материалы Покровских педагогических чтений 2006 гг. (Дата обращения: 28.06.2019)
Склярова Т.В. Конфессиональная ориентация педагогического образования: проблемы и пути решения. (Дата обращения: 28.06.2019)
Склярова Т.В. Становление профессиональной идентичности верующего студента. (Дата обращения: 28.06.2019)
Склярова Т.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов в православном вузе как система высшего педагогического и элементов теологического образования //Сборник XIX Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. Т.2. С.168-170.
Склярова Т.В. Религиозное воспитание: исторические споры и современные дискуссии // интернет-публикация - на русс.яз. (1 п.л.) (Дата обращения: 28.06.2019)
Склярова Т.В. Православная антропология: основные подходы и представления //Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сб. научных статей.- М.: Экон-Информ, 2010.- 151с. С.137-142.
Склярова Т.В. Олимпиада школьников по Основам православной культуры: традиции и новации в проведении общероссийского образовательного проекта (Дата обращения: 28.06.2019)
Склярова Татьяна. Творческие интеллектуальные конкурсы и предметные олимпиады как форма повышения качества преподавания знаний о религии в школе // Преподавание религии в школе: актуальная дискуссия в России и Германии. Материалы международной конференции, организованной РПЦ и Московским отделением Фонда им. Конрада Аденауэра./ Под общ. Ред. Л.П.Шмидта. – Москва: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2011. – с.208. С.198- 207.
Склярова Т.В. Религиозное воспитание: исторические споры и современные дискуссии // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал. № 2(7), 2011. – С.65-72.
Склярова Т.В. Социализация человека, исповедующего православие, в зеркале «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» //Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник / Под общ.ред. Т.А.Ромм, Т.Т.Щелиной. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 348 с., С.309-318.
Склярова Т.В. Церковно-педагогическое образование как особая форма педагогического служения. //Православное образование: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. 29 октября 2012 г./Отв.ред.Т.Л. Мигунова; АГПИ им.А.П. Гайдара; Науч.-мет.центр им. В.П.Вахтерова; Арзамасская православная гимназия.- Арзамас: АГПИ, 2012. – 540с. С. 74-78.
Склярова Т.В. Изучение религиозных культур в школе и организация добровольческой деятельности школьников – что общего? //Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXI века. Материалы международной научно-практической конференции в рамках VI Сибирского педагогического семинара (г. Новосибирск, 6-8 ноября 2012 г.) /под общ.ред. Т.А. Ромм, И.В. Хромовой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. - Т.2. – 250 с. С.102-108.
Склярова Т.В. Влияние православной культуры на становление самосознания в детском возрасте. //Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в контексте светской и православной педагогической культурной традиции: сборник научных статей /под общ.ред. А.Е.Баранова. – Тверь, 2013. – 252 с. С.74-80.
Склярова Т.В. Общероссийская олимпиада по Основам православной культуры: промежуточные итоги проведения. // Журнал Московской патриархии. – 2013. - №5.- С.70-75.
Склярова Т.В. Традиция и социальное наследование в религиозной педагогике // Социальная педагогика: актуальные проблемы и перспективы [Текст]: Сборник материалов Международного симпозиума / Научн. ред. А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. – Арзамас: АФ ННГУ, 2014. – 230 с. С.167-172.
Склярова Т.В. Диалог социального воспитания и религиозной культуры в процессе духовно-нравственного воспитания школьников // Педагогика и психология: диалог о воспитании. Материалы 7 Сибирского педагогического семинара, г. Новосибирск, 2-4 декабря 2014 г. // Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 202 с. С. 37-44.
Склярова Т.В. Воля и свобода: дары навырост // журнал «Школьный психолог», Издательский Дом «1 сентября», М., 2014, - №2.
Склярова Т.В., Битянова М.Р., Беглова Т.В. Личностное развитие учащихся как предмет педагогического проектирования // Воспитание в социокультурной реальности малого города: векторы развития и ресурсы: сборник научных статей / под общ.ред. А.Е. Баранова. – Тверь: ООО «ГК Стимул», 2015.- 378 с. С.151-163. (50% личного участия).
Tatyana V. Sklyarova, Tatyana Kostyukova, Galina I. Petrova, Tatyana P.Simakova. Self-determination of youth and traditional moral values: the role of Russian literatureoriginal research article. Procedia - Social and Behavioral Sciences Volume 200, Pages 1-630 (22 August 2015) PAGES 261-266
Склярова Т.В. Преподавание религии в системе образования США: маяк вежливости и терпимости к миру. // Социальная педагогика в современных социальных практиках: Сб. научных статей VII Международного симпозиума, 21–23 мая 2017 г. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. С.311–332.
Склярова Т.В. Содержание современного православного образования в России: проблемы выявления, принципы конструирования и создания учебной литературы // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире: Сб. материалов международной научной конференции. Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2017. С. 818–837.
Склярова Т.В. Начальная ступень православного образования: конструирование содержания и принципы разработки учебных пособий // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. Пенза. – 2017, №3 (5). С.144 -150.
101. Склярова Т.В., Потанина Л.Т. Этическая студия как форма организации нравственного воспитания //Христианство и педагогика: история и современность: сборник материалов III Междурадной научно-практической конференции.- Пенза: пензенская духовная семинария, 2019 – 150 с. С.75-82.
102. Склярова Т.В. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в контексте новейшей истории отечественной педагогики //Христианство и педагогика: история и современность: сборник материалов III Междурадной научно-практической конференции. - Пенза: Пензенская духовная семинария, 2019 – 150 с. С.91-98.