На соискание ученой степени кандидата филологических наук на тему: «Основное богословско-полемическое сочинение патриарха Никифора Константинопольского «Apologeticus atque Antirrhetici»: опыт комплексного историко-филологического анализа»
Гранты:
2016 — Держава ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: Единство империи ромеев Фонд развития ПСТГУ
Исполнитель в коллективном проекте «Держава ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: Единство империи ромеев» (руководитель — проф. Ю. А. Шичалин).
2018 — Статус первенствующих престолов в раннехристианской и византийской традиции Фонд развития ПСТГУ Исполнитель в коллективном проекте «Статус
первенствующих престолов в раннехристианской и византийской традиции» (руководитель — Г. Е. Захаров).
Стипендии и стажировки
5–11 ноября 2012 г. – краткосрочная исследовательская стипендия, Institut für Byzantinistik und Neogräzistik, Вена, Австрия.
13–16 июля 2009 г. – студенческий грант, International Medieval Congress, University of Leeds, Leeds, UK.
21–26 августа 2006 г. – студенческий грант, 21st International Congress of Byzantine Studies, London, UK.
август 2004 г. – программа по изучению греческого языка Кипрского университета, Никосия, Кипр.
август 2003 г. – программа по изучению греческого языка Кипрского университета, Никосия, Кипр.
Heteroglossia and Orthodoxia: Code-Switching between Iconoclast and Iconophile Languages in 9th-century Hagiography // Séminaire de Constantin Zuckermann, École pratique des hautes études, Paris, April 17th, 2019
Oriental Exoticism and a Non-Roman’s Roman Patriotism: The Construction of Space in the Oration on St John of Damascus by Constantine Acropolites (BHG 885) // Holiness on the Move: Travelling Saints in Byzantium: An International Workshop. Newcastle University, School of History, Classics and Archaeology, 22 February 2019.
Униатский проект Мануила I Комнина: Литературное измерение // Семинар «Статус первенствующих престолов в раннехристианской и византийской традиции». Москва, ПСТГУ, 25 декабря 2018 г.
(совместно с В. Ю. Жаркой) Можно ли переспорить императора? Образ императора Мануила I Комнина в диалогах эпохи // Монарх и монархия: К 150-летию со дня рождения императора Николая II и 100-летию убиения царской семьи. Москва, ПСТГУ, 14–16 ноября 2018 г.
(совместно с В. Ю. Жаркой) «Сила» убеждения: Peithanagke в диалоге о низложении патриарха Николая IV Музалона // XIII Международная конференция «Современная логика: проблемы и перспективы». Санкт-Петербург, Институт философии СПбГУ, 31 мая –2 июня 2018 г.
Раскаявшиеся еретики и нечестивые императоры в третьем Житии прп. Иоанникия // V Литавринские чтения “Byzantinoslavica”. Москва, Институт Славяноведения РАН, 19 декабря 2017 г.
Прокопий Кесарийский в немецкой научной мысли 1-й пол. — сер. XVI в. // Круглый стол: Памятники исторической мысли Европы XV–XVI вв. о начале славянской истории. Москва, Институт Славяноведения РАН, 5 декабря 2017 г.
(совместно с В. Ю. Жаркой) Спор Мануила I Комнина и Николая IV Музалона: между соборным актом и платоническим диалогом // Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи. Секция 1: Институт церковного собора на Востоке и Западе. Москва, ПСТГУ, 13 ноября 2017 г.
(совместно с В. Ю. Жаркой) Мануил I Комнин как Сократ: Литературная природа анонимного диалога между императором и Николаем IV Музалоном // IV Международная конференция по эллинистике памяти И. И. Ковалевой. МГУ им. М. В. Ломоносова, филологический факультет, 25–27 апреля 2017 г.
Славянские экскурсы Лаоника Халкокондила в западноевропейской науке XVI в. // Славяне и их соседи: XXVIII конференция памяти В. Д. Королюка. Древние славяне в сообществе европейских народов: Генеалогия славян и их правителей в сочинениях эпохи Средних веков и раннего Нового времени. Москва, Институт славяноведения РАН, 20 декабря 2016 г.
Единое и разделенное пространство Византийской империи в иконоборческой полемике VIII–IX вв. // Осенняя сессия XXVII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Круглый стол «Держава Ромеев от Константина Великого до Константина Багрянородного: идея единства империи». Москва, ПСТГУ, 30 ноября 2016 г.
(co-authored with Varvara Zharkaya) Don’t put on a friend’s mask, but pronounce an impartial judgment»: Constantine Acropolites’ hagiographic oeuvre in his letter-collection // 23rd International Congress of Byzantine Studies. Session: Hagiography – 2. Belgrade, 23 August 2016.
Dissecting the miraculous: Nicephorus Gregoras’ ‘speeding up’ and ‘freezing up’ psychologizing techniques in the Lives of Theophano and Anthony Kauleas // 23rd International Congress of Byzantine Studies. Round table: Metaphrasis in Byzantine Literature. Belgrade, 23 August 2016.
(совместно с В. Ю. Жаркой) Благочестивое приношение или литературное состязание? Самосознание Палеологовского агиографа в письмах Константина Акрополита // XXI Всероссийская сессия византинистов. Белгородский государственный национальный исследовательский университет, историко-филологический факультет, 20–23 апреля 2016 г.
Рецепция «Истории войн» Прокопия Кесарийского в итальянской историографии XV в. (Леонардо Бруни, Флавио Бьондо) // Круглый стол «Памятники исторической мысли Европы XV–XVI вв. о начале славянской истории». Москва, ИСл РАН, Отдел истории Средних веков, 3 ноября 2015 г.
Симеон Метафраст о Стефане Новом: Македонский взгляд на Исаврийское прошлое // III Международная конференция по эллинистике памяти И. И. Ковалевой, МГУ им. М. В. Ломоносова, филологический факультет, 20–22 апреля 2015 г.
Recollection, Reevaluation, Distortion: Symeon Metaphrastes' Narrative Techniques in Retelling the History of Iconoclasm // Diegesis in Greek Literature of Late Antiquity and Early Middle Ages (3rd to 11th Century). Brno, Department of Classical Studies, Faculty of Arts, Masaryk University, 20–21 ноября 2014 г.
Рассказы о перенесении мощей и паломничествах к мощам св. Параскевы Епиватской как источник по истории этноконфессиональных отношений на Балканах в XVII в. // XXVII конференция памяти В. Д. Королюка: Славяне и их соседи. Рассказы о путешествиях, паломничествах, миграциях в источниках Средних веков и раннего Нового времени. Москва, ИСл РАН, 28–29 октября 2014 г.
Скажи «арфа». Прп. Иоанникий Великий как логопед // Индоевропейское языкознание и классическая филология. XVIII чтения памяти И. М. Тронского. Санкт-Петербург, ИЛИ РАН, 23–25 июня 2014 г.
Иконоборческие споры глазами Симеона Метафраста // Конференция «Симеон Метафраст и славянская агиография». Санкт-Петербург, Представительство Университета Осло в Санкт-Петербурге, 22–23 мая 2014 г.
К вопросу об этническом самосознании на Балканах в 1-й половине 17 в. (на материале греческих источников) // Секция «Этноконфессиональные представления славянских народов в составе империй раннего Нового времени» II Всероссийского совещания славистов. Москва, ИСл РАН, 5 ноября 2013 г.
Εἰκονολάτραι — православные или еретики? // Индоевропейское языкознание и классическая филология. XVII чтения памяти И. М. Тронского. Санкт-Петербург, ИЛИ РАН, 24–26 июня 2013 г.
Миссия Михаила Синкелла: Версии IX–XIV вв. // II Международная конференция по классической, византийской и новогреческой филологии памяти И. И. Ковалевой, МГУ им. М. В. Ломоносова, филологический факультет, 15–17 апреля 2013 г.
Представления об иконоборчестве в XI–XV вв.: Проблема источников // XX Всероссийская научная сессия византинистов: Византия и византийское наследие в России и в мире. Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, исторический факультет, 3–6 июня 2013 г.
Греки и другие народы Балкан глазами Серрского священника XVII в. // Круглый стол «Исторические корни этноконфессиональных конфликтов Нового времени». Москва, ИСл РАН, Отдел истории Средних веков, 20 ноября 2012 г.
Память об иконоборчестве в поздневизантийских метафразах житий святых иконоборческого периода // Международная конференция «Византийская агиография: Темы, тексты, проекты». Москва, ПСТГУ, 12–14 ноября 2012 г.
The Historical Memory of the Iconoclast Controversy in Late Byzantine Hagiographical Metaphraseis // Византиноведческий семинар в Universität Wien, Institut für Byzantinistik und Neogräzistik, 7 ноября 2012 г.
Как читали святоотеческий текст в Поздней Византии? (Геннадий Схоларий о Псевдо-Феодоре Начертанном) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. XVI чтения памяти И. М. Тронского. Санкт-Петербург, ИЛИ РАН, 18–20 июня 2012 г.
Метафорика войны в иконоборческой и исихастской полемике // XXVI конференция памяти В. Д. Королюка: Славяне и их соседи. Образ войны в общественной мысли славянских народов эпохи Средневековья и раннего Нового времени. Москва, ИСл РАН, 29–31 мая 2012 г.
Никифор Константинопольский и Макарий Магнезийский: Принципы работы византийского автора с античным источником // XXII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Секция «Риторика и философия в христианской литературе II–IV вв.». Москва, ПСТГУ, 19 ноября 2011 г.
Historical Memory of Byzantine Iconoclasm during the Hesychast Controversy: The Case of Nicephorus Gregoras and Philotheos Kokkinos // 22nd International Congress of Byzantine Studies. Round Table 30: «Theurgy and Aesthetics». Sofia, University «St. Kliment Ohridski», 22–27 августа 2011.
Ψευδώνυμος и ἀψευδὴς εἰκών в иконоборческих спорах // Индоевропейское языкознание и классическая филология. XV чтения памяти И. М. Тронского. Санкт-Петербург, ИЛИ РАН, 20–22 июня 2011 г.
Учение о лжеименном образе: Полемические стратегии иконопочитателей и их противников в VIII–ΙΧ вв. // Международная конференция по классической, византийской и новогреческой филологии памяти И. И. Ковалевой. Москва, МГУ, 17–19 мая 2011.
Богословско-полемические сочинения патриарха Никифора I в XIV в. // XIX Всероссийская научная сессия византинистов: Российское византиноведение: Традиции и перспективы. Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, исторический факультет, 27–29 января 2011 г.
Эскуриальская рукопись Y-II-7 (200-205). Первый Антирретик против Иоанна Грамматика: лингвистические, палеографические и филологические особенности // XIII Международные научные Сюзюмовские чтения. Проблема континуитета в византийской и поствизантийской истории. Екатеринбург, УрГУ им. А. М. Горького, 18-20 ноября 2010 г. (совместно с А. А. Евдокимовой).
Византийское иконоборчество – спор о терминах? // Индоевропейское языкознание и классическая филология. XIV чтения памяти И. М. Тронского. Санкт-Петербург, ИЛИ РАН, 21–23 июня 2010 г.
Император – избавитель от идолов (представления о пределах власти византийского императора в иконоборческих спорах) // XXV конференция памяти В. Д. Королюка: Славяне и их соседи: Предания и мифы о происхождении власти эпохи Средневековья и раннего Нового времени. Москва, ИСл РАН, 18–20 мая 2010 г.
Constantine V, Theologian or Politician?: Byzantine 8th-Century Iconoclastic Writings Revisited // Heresy and Orthodoxy: International Medieval Congress. Leeds, University of Leeds, 13–16 July 2009.
К вопросу о «радикальном богословии» Константина V (филологические заметки) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. XIII чтения памяти И. М. Тронского. Санкт-Петербург, ИЛИ РАН, 22–24 июня 2009 г.
Антииконоборческая полемика: искажение или интерпретация (на материале «Apologeticus atque Antirrhetici» патриарха Никифора I // XXI Чтения памяти В. Т. Пашуто: Восточная Европа в древности и средневековье: Автор и его источник: восприятие, отношение, интерпретация. Москва, ИВИ РАН, 14–17 апреля 2009 г.
«Простая вера» патриарха Никифора Константинопольского // XVI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 11 апреля 2009 г.
Славянское «Написание о правой вере» в контексте изучения наследия патриарха Никифора I // XVIII Всероссийская научная сессия византинистов: Русь и Византия: Место стран византийского круга во взаимоотношениях Востока и Запада. Москва, ИВИ РАН, 20–21 октября 2008 г.
Образ Константина V в сочинениях патриарха Никифора // «Dream and Reality»: Византинистика и неоэллинистика в Санкт-Петербурге. 20 лет отделению византийской и новогреческой филологии факультета филологии и искусств СПБГУ. Санкт-Петербург, СПБГУ, 26–29 сентября 2008.
Полемическая программа исторических глав «Apologeticus atque Antirrhetici» и «Refutatio et Eversio» Никифора Константинопольского // XV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 10 апреля 2008 г.
Byzantine Ecumenicity in the Iconoclast Controversy: Polemical Strategies and Movable Frontiers // An Ecumene of Changes: Jurisdictional Spaces and Frontiers of the Patriarchate of Constantinople (4th–20th c.) / ed. D. I. Mureşan, D. Moreau. London: Palgrave Macmillan. Vol. 1. (New Approaches to Byzantine History and Culture) (forthcoming).
Emotions, Miracles, and the Mechanics of Psychology in Nikephoros Gregoras’ Lives of Empress Theophano and Patriarch Anthony II Kauleas // Metaphrasis in Byzantine Literature / Ed. M. Hinterberger, E. Schiffer, A. Alwis. Turnhout: Brepols (forthcoming).
(with V. Zharkaya) The Authorial Self of a Hagiographer through the Lens of his Letters: The Case of Konstantinos Akropolites // Byzantine Authors and their Time: Expression, Ideology, Society / Ed. V. Vlyssidou. Athens (forthcoming)
Андроник Каматир о споре Мануила I Комнина и папских легатов: Опыт литературного прочтения // Античная древность и средние века. Вып. 46. Екатеринбург, 2018. C. 179–196 (doi: 10.15826/adsv.2018.46.012).
Perception of Iconoclasm in Late Byzantine Hagiographical Metaphraseis // Byzantine Hagiography: Texts, Themes, and Projects / Ed. A. Rigo in collaboration with M. Trizio and E. Despotakis. Turnhout: Brepols, 2018. P. 341–363 (BYZANTIOS: Studies in Byzantine History and Civilization ;13) (doi: 10.1484/M.SBHC-EB.5.115109)
Человеческое и чудесное в Житии Антония Кавлея Никифора Григоры // Античная древность и средние века. Вып. 44. Екатеринбург, 2016 [2018]. С. 220–235 (doi: 10.15826/adsv.2016.44.013).
Византийская ойкумена в иконоборческой полемике // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 23–40 (doi: 10.15382/sturII201777.23-40);
Народы Балкан глазами греческого священника из Серр в первой половине XVII в. // Славянский мир в третьем тысячелетии: Этнические, конфессиональные, социокультурные компоненты идентичности народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы / Отв. ред.: Е. С. Узенёва. М., 2017. C. 147–157.
Recollection, Reevaluation, Distortion: Symeon Metaphrastes' Narrative Techniques in Retelling the History of Iconoclasm // Byzantinische Zeitschrift. 2016. Bd. 109. Heft 2. S. 785–808 (doi: 10.1515/bz-2016-0020).
(совместно с В. Ю. Жаркой) «Не надевай маску друга, но суди беспристрастно»: Агиографические труды Константина Акрополита в его переписке // Византийский временник. 2016. Т. 100. С. 129–144;
«Умер нечестивый эмир… он очень любил и самих христиан, и церковь Христову: Греческое самосознание в хронистике начала XVII в. // Кафедра византийской и новогреческой филологии. Вып. 2. М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. С. 30–43.
«Те, кого соединил не Бог, но Диавол, должны вместе отведать одних стрел и ран»: Обвинение в иконоборчестве у Никифора Григоры // Античная древность и Средние века. Вып. 43. Екатеринбург, 2015. С. 243–263 (doi: 10.15826/adsv.2015.43.015).
Nikephoros Gregoras’ Vita of St. Michael the Synkellos: Rewriting Techniques and Reconstruction of the Iconoclast Past in a 14th cent. Hagiographical Metaphrasis // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 2014. Bd. 64. S. 177–196 (doi: 10.1553/joeb64s177).
Ἀσεβὴς Εὐσέβιος: Eusebius’ of Caesarea Image in 14th Century Byzantium and its Sources // Byzantinoslavica. 2014. Vol. 72. P. 234–246.
Споры о святых иконах при Алексее I Комнине: Полемические стратегии и выбор источников // Византийский временник. 2014. Т. 73 (98). С. 88–107.
Скажи «арфа»: Прп. Иоанникий Великий как логопед // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2014. № 18. С. 581–590.
Historical Memory of Byzantine Iconoclasm in the 14th c.: The Case of Nikephoros Gregoras and Philotheos Kokkinos // Aesthetics and Theurgy in Byzantium / Ed. S. Mariev, W.-M. Stock. Berlin; Boston: de Gruyter, 2013. (Byzantinisches Archiv; 25). P. 205–233 (doi: 10.1515/9781614512615.205).
Миссия прп. Михаила Синкелла и братьев Начертанных в источниках IX–XIV вв.: Принципы метафразы и историческая память об иконоборчестве // Вестник ПСТГУ. Серия 3: Филология. 2013. Вып. 4(34). С. 58–73.
Εἰκονολάτραι — православные или еретики? // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2013. № 17. С. 546–558.
Как читали святоотеческий текст в Поздней Византии? (Геннадий Схоларий о Псевдо-Феодоре Начертанном) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2012. № 16. С. 461–473.
Литературная природа «Вопрошаний» Константина V по данным «Apologeticus atque Antirrhetici» Никифора Константинопольского // Византийский временник. 2011. Т. 70 (95). С. 124–138;
Ψευδώνυμος и ἀψευδὴς εἰκών в иконоборческих спорах // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2011. № 15. С. 348–361.
Византийское иконоборчество – спор о терминах? // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2010. № 14. Ч. 2. С. 155–163.
К вопросу о «радикальном богословии» Константина V (филологические заметки) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2009. № 13. С. 402–409.
История первого периода иконоборчества и актуальная политика в «Apologeticus atque Antirrhetici» патриарха Никифора Константинопольского // Византийский временник. 2009. Т. 68 (93). С. 59–74.
Риторические приемы в антииконоборческом трактате патриарха Никифора Константинопольского «Apologeticus atque Antirrhetici» // Вопросы филологии. 2007. № 3 (27). С. 85–93.
Греческий оригинал «Написания о правой вере» Константина Философа: структурная организация и полемические задачи // Славяноведение. 2007. № 5. С. 65–73.
Византийская литература «Темных веков»
Византийская литература периода исихастских споров
Богословско-полемическая литература Византии
Трансформации и искажения исторической памяти в Византии