Образование: |
|
Повышение квалификации: |
|
Работа: |
|
Участие в редколлегиях научных журналов: |
Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология (член редколлегии) |
Общий стаж работы: | С 1988 года |
Общий стаж педагогической работы: | С 1988 года |
Дополнительная информация : |
|
1. Тихонова Е.С. Как научить ребенка читать и писать без слез? (статья)// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №5. – С.75-78.
2. Тихонова Е.С. Состояние эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2008. - №3. - С.39-47. (ВАК, РИНЦ)
3. Тихонова Е.С. А мы будем сегодня заниматься? Диалог в логопедической практике // Дошкольное воспитание. - 2008. - №6. – С.90-98. (ВАК, РИНЦ)
4. Тихонова Е.С. О взаимодействии с родителями дошкольников, имеющими общее недоразвитие речи // Материалы III Международной конференция дефектологов «Проблемы раннего выявления нарушений развития и оказания коррекционной помощи детям в условиях образовательного учреждения» 28-29 ноября 2007г. - Москва: ЗОУО ДО г. Москвы. – 2008. Ч.2. – с.16-19.
5. Тихонова Е.С. О диалогическом взаимодействии с семьей дошкольника, имеющего общее недоразвития речи [Электронный ресурс] // Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2007/2008. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/504579/
6. Тихонова Е.С. Когда чтение становится радостью [Электронный ресурс] // Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2008/2009. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/522271/
7. Тихонова Е.С. Диалог как условие приобщения к чтению детей с речевыми нарушениями // Материалы Международной научно-практической конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре» 26-29 марта 2009.- М.: РАЧ, 2009. – С.56-57. (РИНЦ)
8. Тихонова Е.С. Пробудить внутренний диалог // Первое сентября. – 2009. - № 9.
9. Тихонова Е.С. О новых формах взаимодействия с родителями через диалог // Сборник образовательных программ и методических рекомендаций по разработке педагогических систем для педагогов-дефектологов и других специалистов (коррекционных) образовательных учреждений округа. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2008. – С.70-74.
10. Тихонова Е.С. Роль духовно-ориентированного диалога в преодолении речевых нарушений (на примере общего недоразвития речи) // Новые исследования в психологии. – 2008. - №1-2. – С.120-122. (РИНЦ)
11. Тихонова Е.С. Розовый куст или еще раз о самом главном…// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №5. – С.36-38. (РИНЦ)
12. Тихонова Е.С. Опыт изучения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Сборник тезисов участников Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство» 25-27 ноября 2009 г. – М.: МГППУ, 2009. – С.120-122.
13. Тихонова Е.С. Проблема взаимовлияния межличностных отношений и вербального развития детей с ОНР // Материалы V Международной конференция дефектологов «Формирование установок и норм толерантного поведения - залог успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья» 25-26 ноября 2009г. - Москва: ЗОУО ДО г. Москвы. – 2010. Ч.2. – С. 68-72.
14. Тихонова Е.С. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под общ. Ред. С.С.Чернова. – Новосибирск: ЦРНС: 2009. - С.28-33. (РИНЦ)
15. Тихонова Е.С. Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2009/2010. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/561167/
16. Тихонова Е.С. Внезапный снег // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития -2009. - №6. – С.73-76. (РИНЦ)
17. Тихонова Е.С. Психологические основания практики помощи детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Детская речь: норма и патология», Самара, 2009г. Режим доступа: http://dr2009.forum24.ru/.
18. Тихонова Е.С. Духовно-ориентированный диалог с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи / Актуальные вопросы современной науки / Сборник научных трудов. Выпуск 10. / Под общ. ред. С.С.Чернова. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С.81-89. (РИНЦ)
19. Тихонова Е.С. Я не я или встреча с чудом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2010. - №6. – С.74-75. (РИНЦ)
20. Тихонова Е.С. Особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи и их обусловленность отношениями в семье // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы международной научно-практической конференции, 5-6 октября 2010 года. – Пенза-Ереван-Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера» 2010. – С.143-145. (РИНЦ)
21. Тихонова Е.С., Колпакова М.Ю. Диалогический подход в практике психологической работы с детьми. [Электронный ресурс] // Православный образовательный портал «Слово». – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/43471.php.
22. Тихонова Е.С., Селиванова М.Ю. Музыкально-логопедические рифмовки как средство формирования лексико-грамматического строя речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - №1. – С.1-16, цветная вкладка. (РИНЦ)
23. Тихонова Е.С. Научные основания практики помощи детям с речевыми нарушениями. [Электронный ресурс] // Сборник материалов по итогам проведения Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии. 4-6 октября 2010г. – Режим доступа: http://www.ikprao.ru/index_konf.html/.
24. Тихонова Е.С. Еще раз про родительское собрание. [Электронный ресурс] // Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2010/2011. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/585268/.
25. Тихонова Е.С. Рифмовки как средство формирования лексико-грамматического компонента языковой системы у детей с общим недоразвитием речи // Специальное образование: материалы VII междунар.науч.конф., 21-22 апр. 2011 г. под общ. ред. проф. В.Н.Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2011. - Т.II. – С.321-334.
26. Тихонова Е.С. Использование грамматических рифмовок в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста. [Электронный ресурс] // Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2011/2012. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/604560/.
27. Тихонова Е.С., Долина М.Н. У малыша трудности с речью. С чего начать? // Здоровье дошкольника. – 2011. - № 4. – С. 40-49. (РИНЦ)
28. Тихонова Е.С. Значение рифмовок для формирования лексико-грамматической системы языка // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 9. – С.34-43. (ВАК, РИНЦ)
29. Тихонова Е.С. Исследование роли духовно-ориентированного диалога в преодолении общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. // XXVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании: материалы Всерос. науч.конф., посвященной 90-летию со дня образования ПГПИ-ПГПУ, г.Пермь, 20-22 сентября 2011г. / научн. ред. Б. А.Вяткин; Перм.гос.пед.ун-т.- Пермь, 2011. - С.300-302.
30. Тихонова Е.С. Диалог в работе с детьми, имеющими речевые нарушения / Материалы Челпановских чтений-2010: Т.2. – СПб.: Нестор-История, 2011. - С. 181-193.
31. Тихонова Е.С. Экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Современные тенденции и проблемы психологической науки: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения П.М.Якобсона, 17-18 мая 2012 г. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2012 – С. 296-300.
32. Тихонова Е.С. Диалог в практике психологической помощи детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Развитие детской речи и творчества: традиция и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию лаборатории развития речи 31 января -2 февраля 2012 г. / Под ред. О.С.Ушаковой. - М.: НИИ дошкольных технологий, 2012. - С.136-139.
33. Тихонова Е.С. Современные средства преодоления лексико-грамматических трудностей у детей с нарушением интеллекта. // Особый ребенок: формирование адекватной жизненной перспективы: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции 6-10 декабря 2012г. / Под ред. А.Ю. Белогубова и др. – М.: ФИРО, 2012. – С.275-280.
34. Тихонова Е.С. Команднообразующий принцип в практике помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Интегративный подход в коррекционно-реабилитационном процессе психолого-медико-социальных центров: современные образовательные технологии и практики / Под ред М.В.Малхасян. – М.: ФГНУ ИКО РАО, 2013. - С.59-63.
35. Тихонова Е.С. Проблема интегративного подхода к детям с речевыми нарушениями // Специальное образование: материалы IX междунар.науч.конф., 24-25 апр. 2013г. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2013.
36. Тихонова Е.С. Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях [Электронный ресурс] // Материалы Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2012/2013. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/634973/.
37. Тихонова Е.С. Возможности игр и игровых упражнений в практике помощи детям с речевыми нарушениями // Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком. Сб.науч.-метод.материалов / Под ред. А.Ю. Белогубова и др. – М.: ФИРО, 2013. – С.238-243.
38. Тихонова Е.С. Духовно-ориентированный диалог как основание интегративного подхода в психологической работе с детьми.//Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в контексте светской и православной педагогической культурной традиции: сборник научных статей / под общ.ред. А.Е.Баранова. – Тверь: ООО «Типография Виарт», 2013. – С.95-100.
39. Тихонова Е.С. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением интеллекта, посещающими центры психолого-педагогического-социального сопровождения // Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи. Методическое пособие. Под.ред. Е.А.Стребелевой, А.В.Закрепиной – М:ЛОГОМАГ, 2013. – С. 213-244.
40. Тихонова Е.С. О ребенке, диалоге, художественном творчестве и не только… // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - №5. – С. 56-62.
41. Тихонова Е.С. Диалогические основания современной психологической практики (тезисы)// Сборник материалов III открытых педагогических Ольбинских чтений. – 24-25 января 2013г., Сергиев Посад, 2013. - С. 198-203.
42. Тихонова Е.С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогики. Психология». 2014. Вып. 1 (32), с.108-120.
43. Тихонова Е.С. Практические упражнения и задания для устранения речевых трудностей у детей с ОНР. – М.: АРКТИ, 2014. – 96 с. (Коррекционная педагогика).
44. Тихонова Е.С. Диалог как основание интегративного подхода в практике психологической помощи детям с речевыми нарушениями //Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции-М.: ООО «Федерация психологов образования России», 2015. - С.143-145.
45. Тихонова Е.С. Папа, мама, поиграем! Дидактические задания для решения логопедических и психологических проблем детей: Пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2015. – 96 с. (Коррекционная педагогика).
46. Тихонова Е.С. Формирование речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях ППМС-центров // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №1. – С. 39-50. (РИНЦ)
47. Тихонова Е.С. Использование грамматических рифмовок в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №2. – Цветная вкладка - С. 1-16. (РИНЦ)
48. Тихонова Е.С. Непридуманные диалоги о войне или не плачь, все будет хорошо! // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №3. – Цветная вкладка. - С.1-16. (РИНЦ)
49. Тихонова Е.С. Чудо по имени Книга // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №6. – Цветная вкладка. С.1-16. (РИНЦ)
50. Тихонова Е.С., Селиванова Е.С. Музыкально-грамматические рифмовки как средство досуговой деятельности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Духовно-нравственное воспитание в досуговой педагогике. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Сост.: Абрамов С.И. – Обнинск «ВНИИГМИ-МЦД», 2015. - С.57-63.
51. Тихонова Е.С., Селиванова М.Е. Музыкально-грамматические рифмовки в логопедической практике. Методическое пособие + CD-диск. Издательство: ООО "Национальный книжный центр", 2016. - 64 с.
52. Тихонова Е.С., Селиванова М.Ю. Музыкально-грамматические рифмовки как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Сетевое издание Городского методического центра "Слово учителю" http://slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/884-tikhonova-e-s-selivanova-m-e-muzykalno-grammaticheskie-rifmovki-kak-sredstvo-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-rechevymi-narusheniyami.
53. Тихонова Е.С. Рабочая программа «Пропедевтика нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста // Народный педагогический журнал. Выпуск № 01(03)2016 http://narodjournal-preemstvennost.ru/.
54. Тихонова Е.С. Использование групп Office 365 в практике психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и их семьям // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы: материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конферен-ции, г. Барнаул, 24−25 февраля 2017 г. / под ред. М.В. Сурниной. − Барнаул: АлтГПУ, 2017. – С. 237-238.(РИНЦ)
55. Тихонова Е.С. Microsoft Office 365 как инструмент, обеспечивающий информационно-дидактическое пространство участников образовательного процесса // Книга Реформатика 2: инструменты и сценарии. Практики применения ИКТ в современной школе. Корпорация Microsoft, 2017. - С.49-50. Цифровая версия: http://aka.ms/reformatika.
56. Тихонова Е.С. Диагностика и коррекция речевых нарушений с использованием информационной системы «Речевые технологии» // Интерактивное образование. №5, 2017 http://interactiv.su/wpcontent/uploads/2017/12/IO_5_interactive.pdf
57. Тихонова Е.С. Снег идет, или Как рождается диалог // Дошкольное воспитание. №2, 2018. С. 40-44.(ВАК, РИНЦ)
58. Тихонова Е.С. Снег идет, или невыдуманные диалоги о нравственности. // Гуманитарное пространство. Международный альманах, 2018, т.7, №5, с.1010-1014.(ВАК, РИНЦ)
59. Тихонова Е.С., Михайловская Г.Е. Как справиться с речевыми трудностями без слез и взаимных обид? // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации: сб.науч.ст. по материалам Междунар.науч.-практ.конф., 21-22 марта 2019. – М., 2019. – с.273-279. (РИНЦ)
60. Тихонова Е.С. На берегу диалога. // Гуманитарное пространство. Международный альманах, 2020, т.9, №6, с. 699-705. (ВАК, РИНЦ)
Учебно-методическая работа:
В образовательном процессе университета используются учебно-методические пособия:
1. Тихонова Е.С. Практические упражнения и задания для устранения речевых трудностей у детей с ОНР. – М.: АРКТИ, 2014.
2. Тихонова Е.С. Диалог в практике помощи детям с речевыми нарушениями/Тихонова Е.С. – М.: Издательство ПСТГУ, 2014.
3. Тихонова Е.С. Папа, мама, поиграем! Дидактические задания для решения логопедических и психологических проблем детей: Пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2015.
Разработка учебных программ (в т.ч. авторских) для бакалавриата:
«Основы специальной педагогики и психологии»
«Общая, возрастная и педагогическая психология»
«Специальная (коррекционная) психология и педагогика»
«Основы психолого-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»