В настоящее время богословская наука и богословское образование в России находятся на этапе бурного развития. Появляются новые научные центры и типы учебных заведений, связанные с разными аспектами богословия. Богословская, церковно-историческая, церковно-каноническая тематика включается в научную палитру светских академических заведений и вузов.
В свою очередь, богословская наука расширяет свое предметное поле, включаясь в междисциплинарные исследования, что повышает ее актуальность для современного знания. Активизируются контакты с конкретными представителями и целыми школами иноконфессионального богословия.
Однако все эти процессы не снимают проблем, стоящих перед российской богословской наукой и богословским образованием, напротив, — проблемная палитра расширяется. Новые типы богословских учебных заведений ставят вопрос об их соответствии традиции, возможности реализовывать в новых формах вневременные задачи церковного богословия. Привлечение к богословским исследованиям светских специалистов и использование методов гуманитарных наук вызывает дискуссии о самостоятельности богословия как научной области, его предметной, аксиоматической, проблемной и методологической специфике.
Научные контакты и общие проекты с богословами иных конфессий неизбежно поднимают вопрос о конфессиональности богословия, ее значении для конкретных исследований.
Особая ответственность в решении этих проблем падает на Богословский факультет ПСТГУ. Университет является первым и пока единственным конфессиональным университетом в отечественной традиции. Поэтому он должен, с одной стороны, осваивать теоретическое международное наследие университетов — от «идеи университета» до исследований по «проблемам университета в современном мире», с другой стороны, постоянно осмыслять и обобщать свой опыт.
Богословский факультет, являющийся стержневым факультетом и отвечающий за церковную идентичность всего университета, должен определять университетскую структуру и пути развития, опираясь при этом на лучшие исторические и современные достижения университетов.
В своей внутренней деятельности Богословский факультет ПСТГУ старается сочетать
Однако даже традиция русского богословия, являющаяся основой его современного развития, изучена далеко не достаточно. Поэтому поставленные задачи требуют от Богословского факультета широких научных исследований в указанных областях и постоянной рефлексии накопленного опыта.
Все это потребовало учреждения на факультете специального Центра, который мог бы стать средоточием решения указанных проблем, фокусируя работу всего факультета в этом направлении.
Проблематика Центра разрабатывается на Богословском факультете ПСТГУ уже несколько лет. За эти годы в недрах Богословского факультета ПСТГУ постепенно формировался новый научный центр со своей стратегией, научно-педагогической и публикационной деятельностью.
Начиная с 2003 г. силами преподавателей и сотрудников издается серия «Русская богословская библиотека». Каждый том этой серии посвящен конкретному русскому богослову и включает его наиболее значимые сочинения разных жанров, характеризующие богословский почерк и церковную деятельность.
С 2003 г. была начата разработка наследия святителя Филарета (Дроздова) — одного из величайших русских богословов и церковных деятелей. Богословские, духовно-учебные, церковно-практические идеи святителя не только во многом определили его эпоху, XIX век, но ныне составляют сокровищницу мудрости, востребованные современностью.
Постепенно сформировалась группа исследователей творчества святителя, объединившихся в «Филаретовский проект».С 2009 г. в состав Ежегодной богословской конференции ПСТГУ была включена еще одна секция, посвященная русскому богословию. Она организовывается Богословским факультетом совместно с профессором Вюрцбургского университета Кристианом Ханником и включает специалистов в области русского богословия из российских духовных школ и академических институтов, представителей Германии, Италии, Болгарии, русского зарубежья.
Работа секции в 2009 г. (по теме «Русское богословие: традиция и современность») и в 2010 г. (по теме «Русское богословие и Запад: полемика или влияние?») подтвердила плодотворность международного сотрудничества в изучении русского богословия. Налаживались научные связи с духовными и светскими учебными заведениями, научными центрами России и зарубежья, осуществлялись научные командировки в библиотеки и архивы городов России, в Италию, Испанию, Германию.
С 2009 г. на факультете действовал научно-педагогический семинар «Богословие и пастырское служение в Русской Православной Церкви» под руководством иерея Павла Хондзинского и Н.Ю. Суховой, с 2010 г. получивший название «История богословия и богословского образования».
Актуальные проблемы, встающие перед учебным процессом на Богословском факультете, побудили членов корпорации заняться более глубоким изучением традиции российской духовной школы, имеющей богатое наследие. Со временем это определило одно из доминирующих направлений в научной палитре Богословского факультета и принесло как теоретические, так и практические результаты.
Необходимость учитывать опыт богословских школ иных стран и конфессий, как прошлых веков, так и современный, выявила еще одно важное направление, которое, несмотря на свою новизну, привлекло исследователей Богословского факультета. В последние годы сформировался проект по изучению современного католического богословского образования Италии, Испании, Германии, Америки.
Таким образом, постепенно сложился коллектив исследователей, в который входят не только опытные члены корпорации Богословского факультета, но и молодые исследователи. По тематике Центра подготовлены и уже защищены докторская, магистерская и три кандидатских диссертации, издано четыре авторских монографии.
Преподаватели, вошедшие в состав Центра, читают курсы и спецкурсы по истории богословия и духовного образования, методологии богословия и наследию конкретных богословов для студентов Богословского и Исторического факультетов ПСТГУ. Научная проблематика Центра привлекает студентов, что дает основание надеяться на дальнейшее расширение работы. Центр динамично развивается, расширяя сферу своей деятельности и географически, и проблемно-тематически.
Цель Центра истории богословия и богословского образования — изучение исторических, методологических и общетеоретических аспектов богословской науки и богословского образования, их традиций и перспектив.
При этом руководство Центра, опирается на научные направления, уже сложившиеся на Богословском факультете.
В дальнейшем планируется, с помощью уже налаженных научных связей и привлечения специалистов, расширение хронологических, географических и конфессиональных границ исследований.
Важное значение в исследованиях Центра имеет связь богословия с другими сферами знания, с одной стороны, богословия с разными аспектами пастырского служения — с другой. Особое внимание будет обращено на выявление и использование методологии, опирающейся на достижения отечественной и мировой традиции богословских исследований.
С другой стороны, Центр сознает своей непосредственной обязанностью содействовать решению актуальных проблем, встающих в научной и учебной деятельности Богословского факультета. Поэтому тематика конкретных исследований внутри каждого из проектов определяется с учетом этих проблем.
Исходя из этих соображений, Центр ставит и церковно-практическую задачу: определение места, задач, «ключевых» проблем и перспектив богословской науки и богословского образования в современных условиях. Но решение этой задачи должно базироваться на изучении исторического опыта, осмыслении традиции и соответствующих теоретических обобщениях, выводах, построениях.
Эта же обязанность побуждает Центр расширять палитру трудоемких, но необходимых для дальнейшей научной деятельности проектов:
На Интернет-сайте Центра планируется размещение документов, аналитических записок, статей и докладов, которые позволят включиться в исследования по тематике Центра более широкому кругу действующих ученых и студентов.