«… от реального к реальнейшему»: философия и история религии в творчестве Вяч. И. Иванова (к 150 летию со дня рождения поэта и мыслителя)

Дата и место проведения

Дата: 25.11.2016

Место и время проведения: 11:00-17:00, Лихов пер., д. 6, стр. 1, ауд. 233

Руководитель: Константин Михайлович Антонов

Руководитель: Наталья Анатольевна Ваганова

Ответственный: Надежда Александровна Коренева

Аннотация

Секция по истории русской религиозной мысли

Подобно большинству представителей русской религиозной мысли Вяч. Иванов представляется нам сегодня скорее мифотворцем, чем мифоисследователем, скорее создателем собственного уникального мира, чем человеком, способным что-то сказать про «объективный» мир исторической реальности прошлого и социально-культурный мир настоящего. Так ли это? Не кроется ли за таким отношением желание во что бы то ни стало сохранить в неприкосновенности образ истории культуры, созданный позитивистской наукой?

Иванов никогда не мыслил об античной культуре и религии лишь в историко-хронологическом плане прошлого, а его исследования в этой области в значительной степени были направлены к современному религиозному сознанию. Поэтому  и дионисийство Иванов рассматривал как религию, передавшую христианству свою хоровую и соборную мистериальную природу совместного переживания жертвы и искупления. Задача состояла в том, чтобы вернуть утраченное тайнодейственное состояние человеку-современнику, превратив его из зрителя и «постороннего» в субъекта религиозного действия.

Религия как сфера реального требует не иллюзорного, а действительного онтологического вхождения и участия в соборном литургическом действе. Речь, по Иванову, идет ни больше не меньше как о самом сохранении религии в современном мире: «Без внутреннего творчества жизнь религии сохранена быть не может… Творчество же религиозное есть тем самым и охранение религии, — если оно не вырождается в творчество суррогатов и подобий религии, в подражание ее формам для облечения ими идеи нерелигиозной».

Действительно ли Иванов-историк религии полностью растворяется в Иванове-поэте символисте? Можно ли говорить об Иванове не только как о религиозном мыслителе, синкретично сочетающем в своем творчестве черты христианства (как восточного, так и западного) и окукультизма, но и как об исследователе? С какими направлениями философской и религиоведческой мысли Запада коррелирует его подход к изучению древних культур? Каково его место в истории отечественной мысли? Что есть для него «религия»? Что он привносит в наше понимание религиозной истории античности? Как мыслит место религии в культуре?

На эти и другие вопросы организаторы секции предлагают подумать участникам.

Программа секции

  1. Козырев А.П. (МГУ).
    Топос «младенчества» в русской культуре

  2. Доброхотов А.Л. (ВШЭ).
    "Иванов: революция как миф и трагедия".

  3. Резниченко А.И. (РГГУ).
    "A realibus ad realiora": дурылинские отголоски ивановского постулата

  4. Марченко О.В. (РГГУ, Московская консерватория).
    "Платон мне друг": некоторые замечания по поводу онтологического пониманиия истины у Вяч. Иванова, П. Флоренского и Вл. Эрна

  5. Котрелев Н.В. (ИМЛИ).
    "Вячеслав Иванов и церковь. Эволюция отношения"

  6. Ваганова Н.А. (ПСТГУ).
    Дионисийский миф как объект теоретического исследования в творчестве Вяч. Иванова

  7. Юдин А.В. (ЦИР РГГУ)
    «Вяч. Иванов: Исследования и материалы. Сборник 2». Презентация.