1 /
Прошел второй день работы секции «Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке»
PDF версия

22 января 2014 г. прошел второй день работы секции «Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке» XXV Ежегодной Международной Богословской конференции ПСТГУ.

Работой секции руководил заместитель заведующего Научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви, доктор церковной истории, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин.

Одним из самых значимых с научной точки зрения докладов секции, был подробный обзор недавно найденного архивного фонда священномученика Серафима (Самойловича), переданного на изучение в ПСТГУ, сделанный сотрудником ПСТГУ магистром теологии диаконом Сергием Николаевым.

Архив находился в деревянном чемодане начала 20-го века, наполненном бумагами так, что он с трудом закрывался. Бумаги лежали стопкой, но неаккуратно, а как бы были небрежно набросаны друг на друга. Там, где было место с боков, были вставлены согнутые пачки бумаг, блокноты и записные книжки. Тем не менее, документы, не были сильно помяты и находились в отличном состоянии сохранности. История хранения этого чемодана насчитывает около 70-ти лет.

Архиепископ Серафим передал свой архив своей духовной дочери Ираиде Тиховой. Та перед своим арестом в ноябре 1943 г. вместе с епископом Василием (Преображенским) успела передать подруге Мане Селивановской, из деревни Селиваново. Эта деревня расположена в километре от села Архангельское-на-бору, в котором Ираида работала учительницей.

Чемодан был найден в 2002 г. на чердаке того самого дома Мани Селивановской под стогом сена (сохранившегося нетронутым с кон. 1950-х гг.) ее племянницами. Они позвонили сестре в Москву, так как знали, что она работает в церкви. Ее муж, был помощником старосты Церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Аниськино Щелковского района Московской обл., он и привез этот чемодан настоятелю храма протоиерею Сергию Казакову. Отец Сергий отвез чемодан своему духовнику и учителю протоиерею Александру Салтыкову. А уже от отца Александра при непосредственном участии зав.кафедрой ИРЦ ПСТГУ священника Александра Щелкачева в конце 2012 году этот чемодан был передан в ПСТГУ.

В процессе разбора архива, были сформированы 4 дела, содержащие документы, относящиеся к разным периодам жизни архиепископа Серафима. В данном архивном собрании насчитывается около 650 документов, большинство из которых оригинальные и принадлежат известным деятелям Русской Церкви того времени.

Наиболее ценными являются оригиналы писем митрополита Кирилла архимандриту Неофиту (Осипову), а также оригинал письма митрополита Сергия (Страгородского) митрополиту Кириллу от 18 сентября 1929 г., машинопись с правкой и подписью митрополита Сергия, а также документы, связанные с митрополитом Иосифом (Петровых), в том числе его неизвестное до сих пор его послание о принятии Заместительства на себя в связи с духовным падением митрополита Сергия от 20 января / 2 февраля 1928 года (копия), с которым он, однако, так и не выступил.

«Даже сам по себе факт того, что личный архив одного из Заместителей Местоблюстителя, то есть - одного из лиц находящегося фактически во главе Церкви, в целости и сохранности сохранился до наших дней, да еще и без посредства известных органов, как это бывало с конфискованными документами, вызывает удивление и восхищение», - завершил свой доклад отец Сергий Николаев.

Священник Александр Щелкачев в докладе «Путь примирения Московской Патриархии с Грузинской Церковью» осветил вопрос воссоединения Русской и Грузинской Церквей в 1943 г. После государственного переворота 1917 г. Грузинский экзархат самочинно отделился от Русской Церкви и провозгласил свою автокефалию. Общение с Грузинской Церковью было прервано более, чем на два десятилетия. Основной причиной разрыва отношений был не столько факт самопровозглашенной автокефалии, сколько общение Грузинской Церкви с российскими обновленцами. Когда советская власть отказалась от обновленческого проекта в 1943 г., то Патриарх Сергий (Страгородский) в короткий срок признал автокефалию Грузинской Церкви и церковное общение было восстановлено.

Старший научный сотрудник ПСТГУ к.и.н. Константин Владимирович Ковырзин в докладе «Святейший Синод Российской Православной Церкви в период думской монархии в России (1905–1917 гг.): механизм формирования личного состава» рассказал о принципах формирования Святейшего Синода в начале ХХ в. В указанный период Синод формировался императором Николаем II по представлению обер-прокурора. На подбор кандидатов влияли различные силы. Степень влияния на подбор кандидатов такого одиозного деятеля, как Г. Распутин, современная источниковая база точно установить не дает возможности. Однако, в некоторых случаях его влияние доказано, например, в случае поставления в митрополиты грузинского экзарха Питирима (Окнова). Роль личных предпочтений самого императора Николая – наименее изученный вопрос на сегодня. Известно, что во многих случаях император соглашался с выбором обер-прокурора, но в некоторых случаях он сам вносил свои кандидатуры.

Старший научный сотрудник ПСТГУ к.и.н., к.б. Ирина Владимировна Воронцова, в докладе «Социальное христианство» С. Н. Булгакова, «Христианского братства борьбы» и Н. Н. Неплюева в истории религиозного движения в России начала ХХ в.» проанализировала историю создания первой в России христианской политической организации «Христианское братство борьбы» под руководством дворянина Н. Неплюева.

Научный сотрудник ПСТГУ к.б., к.и.н. Т. И. Шевченко в докладе «Валаамцы в Соборе новомучеников и исповедников Российских» проследила судьбу насельников Валаамского монастыря и его подворий после закрытия обители советской властью в 1920-е годы. Часть насельников смогла спастись заграницей, но те, кто остались в советской России, были репрессированы советской властью и в наше время причислены к лику новомучеников.

Научный сотрудник ПСТГУ Татьяна Викторовна Петрова в докладе «К вопросу о «Даниловской оппозиции» Патриарху Тихону» рассмотрела взгляды т.н. «Даниловской оппозиции» - группы архиереев, близких к настоятелю Данилова монастыря Волоколамскому архиеп. Феодору (Поздеевскому), которые в начале критиковали позицию Патриарха Тихона за слишком мягкое по их мнению, отношение к советской власти, а затем не приняли «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и прекратили его поминовение за богослужением.

Фото, текст: Александр Филиппов