Исторические методы в богословии: ключевые проблемы

Дата и место проведения

Дата: 22.11.2016

Место и время проведения: начало в 10-00, Лихов пер., д. 6, стр. 1, ауд. 233

Руководитель: Наталия Юрьевна Сухова

Ответственный: диакон Евгений Игоревич Лютько

Аннотация

Научный центр истории богословия и богословского образования

Секция по истории русского богословия

Христианство исторично по своему существу – этот тезис несомненен. Однако когда встает вопрос о соотнесении богословия и истории, как специальных областей современной науки, нередко возникает коллизия: как кажется, история должна изучать временное, изменяющееся, то, что «было и прошло»; богословие – вечную и неизменную истину Христову. Возникновение исторического подхода в богословии является попыткой критически переосмыслить положения Церкви в мире, роли богословия в семье наук и учебных дисциплин.

Однажды воспринятый Церковью историзм для уяснения ее членами своей сути, проникает вглубь ее учения – и как наиболее эффективный инструмент эпохи используется как самими церковными деятелями, так и их оппонентами для уточнения или опровержения аспектов церковного учения. Однако применение историко-критических методов ставило и ставит много вопросов: «историческая объективность» требует соотнесения с конфессиональной православной позицией исследователя, полученные результаты нередко приводят к необходимости пересмотреть традиционные мнения.

Со всеми этими проблемами встретилось русское богословие, претерпевшее «историческую революцию» в середине XIX в. Секция «Исторические методы в богословии: ключевые проблемы» призвана выявить различные варианты преломления данной проблематики в разных конфессиональных традициях, но прежде всего – в опыте русского богословия синодальной эпохи.

Программа секции

I заседание
10:00–13:30


1. Дмитриев М. В. Что значит – подойти исторически к богословской мысли Московской Руси? (10:00–10:35)
2. Воронцов С. А. К вопросу о роли истории Церкви в построении аргументации в некоторых философских трактатах раннего Нового времени (10:35–11:10)
3. Лютько Е. И. Создавая традицию: «церковно-исторический» проект первой половины XIX в. (11:10–11:45)
4. Прот. Константин Костромин. Монополизм в истории, богословии и церковно-историческом знании (11:45–12:20)
5. Лаврентьев А. В. Богословие истории vs богословы в истории (Ю. Мольтман об историческом опыте как опыте веры) (12:20–12:55)

II заседание
14:30–17:40


1. Михайлов П. Б. Два историко-богословских проекта: «история догматов» и «догматическое развитие» (14:00–14:35)
2. Сухова Н. Ю. «Историзм» в догматическом богословии: опыт российских духовных академий 1850-1880-х гг. (14:35–15:10)
3. Таланкина М. В. Историческая критика и историчность Библии: размышления проф. Глубоковского (15:10–15:45)
4. Иеромонах Ириней (Пиковский). Отношение проф. П. А Юнгерова к историко-критическим методам толкования Св. Писания (15:45–16:20)
5. Прот. Димитрий Юревич. Опыт оценки критических методов изучения Библии современными исследователями Русской Православной Церкви (16:20–16:55)
6. Ковшов М. В. Историко-критический метод, историко-филологический анализ или отрицательная библейская критика? К вопросу о методе в современных библейских исследованиях (16:55–17:30)

Круглый стол
17:30–20:00

Богословие в историческом исследовании и история в богословском: частный исследовательский опыт