Молодые ученые обсудили актуальные вопросы православной педагогики
PDF версия
22 января 2018 года в рамках XXVIII Ежегодной богословской конференции состоялась конференция аспирантов и молодых ученых педагогического факультета ПСТГУ «Актуальные вопросы современной педагогической науки в контексте православной традиции», которая прошла в Филаретовском зале Главного здания ПСТГУ.
Руководителем секции выступала старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования, зам. декана педагогического факультета по научной работе, кандидат педагогических наук Агеева Антонина Владимировна.
Программа конференции была насыщенной, многосторонней и включала в себя большой список выступающих.
В начале конференции слушателям был представлен доклад Разбаевой Екатерины Владимировны, аспирантки ПСТГУ, на тему: «Современные проблемы религиозного образования в англоязычных странах». Докладчик рассказала об основных проблемах, влияющих на религиозное образование, которое, по её мнению, является социально-политическим инструментом. Екатерина Владимировна говорила также о единых стандартах и принципах, на которых строится система европейского религиозного образования, представила классификацию педагогических подходов при обучении религии. В последнем блоке своего выступления докладчик затронула тему разработки частных педагогических задач и сделала вывод о том, что религиозное образование в Европе проходит сложный этап осмысления на разных уровнях, в том числе, на педагогическом.
Следующим докладчиком на конференции была Кузнецова Галина Дмитриевна, кандидат педагогических наук, заместитель декана педагогического факультета ПСТГУ, которая представила доклад на тему: «Актуальные вопросы современного воспитания в контексте православной педагогики». Докладчик провела сравнительный анализ, в котором показала- как православный, святоотеческий взгляд смотрит на вопросы всестороннего развития и воспитания личности в классической педагогической традиции. Галина Дмитриевна далее отметила, что православная педагогика видит начало христианского воспитания в семье, поэтому обратившись к опыту, накопленному в Церкви столетиями, можно найти и выделить практические рекомендации как для родителей, так и для педагогов. Для решения проблем современного воспитания докладчик пожелала всем обратиться к богатейшей православной традиции воспитания, которая выработана Святыми Отцами Церкви и христианскими мыслителями.
Далее на конференции с докладом на тему: «Проект учебного пособия по основам религиозных знаний для семьи и школы», выступила Ивлянова Екатерина Александровна, аспирант ПСТГУ. Докладчик отметила, что идея проекта родилась после анализа существующих учебных пособий для воскресных школ и семьи. Слушателям было рассказано о структуре будущей учебной книги, которая находится на стадии разработки.
Следующим участником конференции, представившим свой доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие учащихся в авторской школе Н. Н. Неплюева», стала Фейзразманова Таира Бариевна, аспирант МПГУ. Докладчик рассказала об истории создания авторской школы-интерната,в которой активно делялось внимание трём значимым сторонам развития личности: физической, умственной, нравственной. Докладчик рассказала о многих новаторских методах и формах работы Н.Н.Неплюева с детьми, например, о создании МБК. Система образования этой авторской школы была уникальной для своего времени. Таира Бариевна выразила уверенность, что многие разработанные идеи могут быть использованы и в современной системе образования и воспитания.
Крылов Константин Анатольевич, аспирант ПСТГУ прочитал доклад на тему: «Использование адаптивного образования взрослых в программе повышения квалификации учителей для преподавания модуля «Основы Православной культуры»». Докладчик рассказал о проблемах, возникающих у учителей в процессе преподавания ОПК, также о причинах их возникновения, таких как, личное мировоззрение учителя, или принудительный характер обучения на курсах повышения квалификации. Одним из способов преодоления проблем Константин Анатольевич видит создание общего информационного пространства, о котором и был сделан доклад.
Малышев Владимир Сергеевич, аспирант ПСТГУ, выступил с докладом на тему «Концептуальная модель образовательной информационно-коммуникационной среды», в котором отразил решение одной из задач своего диссертационного исследования. Докладчик рассказал о том, что в ходе исследования удалось определить «рабочее определение образовательной среды», подходы к исследованию, методы исследования, функционал в котором используется ОИКС. В конце доклада был выполнен срез наблюдений и результатов для выявления общих закономерностей и различий.
Светлова Настасья Евгеньевна, аспирант ПСТГУ, представила доклад на тему «К. П. Победоносцев о целеполагании и мотивации в школе», в котором раскрыла взгляд К.П. Победоносцева на проблемы и взаимосвязь мотивации и целеполагания. К. П. Победоносцев считал, что учение не может достигнуть цели, если умственное образование не соединиться с нравственным развитием человека, так как «учение без воспитания невозможно». Проблема постановки цели наиболее важная в построении обучения, и неразрывно связана с личным участием и мотивацией учащихся. Настасья Евгеньевна в своей диссертации рассматривает педагогические идеи в трудах Победоносцева с педагогической стороны, что придает научную новизну этому исследованию.
Соколова Александра Владимировна, аспирант ПСТГУ, выступила с докладом «Педагогическое партнерство семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры людей». Диссертационное исследование Александры Владимировны находится на начальном этапе работы, поэтому приоритетной задачей была необходимость определить понятия «культуры» и «музыкальной культуры» в философском и культурологическом контекстах.
Романовский Андрей Александрович, аспирант ПСТГУ, представил доклад на тему: «Ценностные основы духовно-нравственного воспитания как составная часть воспитания детей в учреждениях дополнительного образования». Докладчик рассказал, что без формулирования ценностных основ невозможно воспитание личности. Андрей Александрович представил различные толкования понятий «ценность» и «духовные ценности», отметив, что формирование ценностных основ в дополнительном образовании является приоритетной задачей. «В наше время не уделяется должного значения делу духовно-нравственного воспитания, а системе дополнительно образования для этого есть широкий спектр возможностей, свобода в выборе форм и методов», - сделал вывод автор доклада.
По завершении всех выступлений руководитель конференции Агеева Антонина Владимировна поблагодарила декана педагогического факультета ПСТГУ Татьяну Владимировну Склярову, докладчиков и слушателей за активную дискуссию, которая проходила во время конференции.
Программа конференции была насыщенной, многосторонней и включала в себя большой список выступающих.
В начале конференции слушателям был представлен доклад Разбаевой Екатерины Владимировны, аспирантки ПСТГУ, на тему: «Современные проблемы религиозного образования в англоязычных странах». Докладчик рассказала об основных проблемах, влияющих на религиозное образование, которое, по её мнению, является социально-политическим инструментом. Екатерина Владимировна говорила также о единых стандартах и принципах, на которых строится система европейского религиозного образования, представила классификацию педагогических подходов при обучении религии. В последнем блоке своего выступления докладчик затронула тему разработки частных педагогических задач и сделала вывод о том, что религиозное образование в Европе проходит сложный этап осмысления на разных уровнях, в том числе, на педагогическом.
Следующим докладчиком на конференции была Кузнецова Галина Дмитриевна, кандидат педагогических наук, заместитель декана педагогического факультета ПСТГУ, которая представила доклад на тему: «Актуальные вопросы современного воспитания в контексте православной педагогики». Докладчик провела сравнительный анализ, в котором показала- как православный, святоотеческий взгляд смотрит на вопросы всестороннего развития и воспитания личности в классической педагогической традиции. Галина Дмитриевна далее отметила, что православная педагогика видит начало христианского воспитания в семье, поэтому обратившись к опыту, накопленному в Церкви столетиями, можно найти и выделить практические рекомендации как для родителей, так и для педагогов. Для решения проблем современного воспитания докладчик пожелала всем обратиться к богатейшей православной традиции воспитания, которая выработана Святыми Отцами Церкви и христианскими мыслителями.
Далее на конференции с докладом на тему: «Проект учебного пособия по основам религиозных знаний для семьи и школы», выступила Ивлянова Екатерина Александровна, аспирант ПСТГУ. Докладчик отметила, что идея проекта родилась после анализа существующих учебных пособий для воскресных школ и семьи. Слушателям было рассказано о структуре будущей учебной книги, которая находится на стадии разработки.
Следующим участником конференции, представившим свой доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие учащихся в авторской школе Н. Н. Неплюева», стала Фейзразманова Таира Бариевна, аспирант МПГУ. Докладчик рассказала об истории создания авторской школы-интерната,в которой активно делялось внимание трём значимым сторонам развития личности: физической, умственной, нравственной. Докладчик рассказала о многих новаторских методах и формах работы Н.Н.Неплюева с детьми, например, о создании МБК. Система образования этой авторской школы была уникальной для своего времени. Таира Бариевна выразила уверенность, что многие разработанные идеи могут быть использованы и в современной системе образования и воспитания.
Крылов Константин Анатольевич, аспирант ПСТГУ прочитал доклад на тему: «Использование адаптивного образования взрослых в программе повышения квалификации учителей для преподавания модуля «Основы Православной культуры»». Докладчик рассказал о проблемах, возникающих у учителей в процессе преподавания ОПК, также о причинах их возникновения, таких как, личное мировоззрение учителя, или принудительный характер обучения на курсах повышения квалификации. Одним из способов преодоления проблем Константин Анатольевич видит создание общего информационного пространства, о котором и был сделан доклад.
Малышев Владимир Сергеевич, аспирант ПСТГУ, выступил с докладом на тему «Концептуальная модель образовательной информационно-коммуникационной среды», в котором отразил решение одной из задач своего диссертационного исследования. Докладчик рассказал о том, что в ходе исследования удалось определить «рабочее определение образовательной среды», подходы к исследованию, методы исследования, функционал в котором используется ОИКС. В конце доклада был выполнен срез наблюдений и результатов для выявления общих закономерностей и различий.
Светлова Настасья Евгеньевна, аспирант ПСТГУ, представила доклад на тему «К. П. Победоносцев о целеполагании и мотивации в школе», в котором раскрыла взгляд К.П. Победоносцева на проблемы и взаимосвязь мотивации и целеполагания. К. П. Победоносцев считал, что учение не может достигнуть цели, если умственное образование не соединиться с нравственным развитием человека, так как «учение без воспитания невозможно». Проблема постановки цели наиболее важная в построении обучения, и неразрывно связана с личным участием и мотивацией учащихся. Настасья Евгеньевна в своей диссертации рассматривает педагогические идеи в трудах Победоносцева с педагогической стороны, что придает научную новизну этому исследованию.
Соколова Александра Владимировна, аспирант ПСТГУ, выступила с докладом «Педагогическое партнерство семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры людей». Диссертационное исследование Александры Владимировны находится на начальном этапе работы, поэтому приоритетной задачей была необходимость определить понятия «культуры» и «музыкальной культуры» в философском и культурологическом контекстах.
Романовский Андрей Александрович, аспирант ПСТГУ, представил доклад на тему: «Ценностные основы духовно-нравственного воспитания как составная часть воспитания детей в учреждениях дополнительного образования». Докладчик рассказал, что без формулирования ценностных основ невозможно воспитание личности. Андрей Александрович представил различные толкования понятий «ценность» и «духовные ценности», отметив, что формирование ценностных основ в дополнительном образовании является приоритетной задачей. «В наше время не уделяется должного значения делу духовно-нравственного воспитания, а системе дополнительно образования для этого есть широкий спектр возможностей, свобода в выборе форм и методов», - сделал вывод автор доклада.
По завершении всех выступлений руководитель конференции Агеева Антонина Владимировна поблагодарила декана педагогического факультета ПСТГУ Татьяну Владимировну Склярову, докладчиков и слушателей за активную дискуссию, которая проходила во время конференции.