1 /
Круглый стол "Современные подходы к реализации ФГОС дошкольного образования: проблемы качества"
PDF версия

24 января 2018 года в рамках XXVIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ в конференц-зале ПСТГУ прошёл круглый стол "Современные подходы к реализации ФГОС дошкольного образования: проблемы качества". Круглый стол был организован и проведён кафедрой общей и социальной педагогики педагогического факультета ПСТГУ.

Руководил мероприятием Абрамов Сергей Иванович к.п.н., религиовед, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики ПФ ПСТГУ. Модератором круглого стола выступила Бацкалёва Виктория Викторовна, к.п.н. ст. преподаватель кафедры ОиСП ПФ ПСТГУ.

В своём выступлении Бацкалёва В. В. рассказала о деятельности студентов кафедры общей и социальной педагогики ПФ ПСТГУ в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников, о взаимодействии в этом вопросе с заочным отделением ПФ ПСТГУ, руководимым зам.декана Вальковой Е.В. О путях развития и диверсификации этого направления воспитания.

Главные вопросы, поднятые в докладах, были связаны с проблемами качества реализации ФГОС дошкольного образования и путей их преодоления. Особо следует отметить доклады: Михайловой Натальи Николаевны, научного руководителя социально-образовательных проектов Ассоциации участников рынка артиндустрии, д-р пед. наук, профессора: «Новая роль и технологии использования народных художественных промыслов для воспитания и обучения детей». Здесь были представлены как инновационные теоретические подходы к решению поставленных проблем «Круглого стола», так и практические разработки. Было сказано о том, что Креативность – самая актуальная компетенция XXI века, поэтому развитие креативности - это задача современного дошкольного образования детей. Но, народные художественные промыслы сегодня нуждаются в перепозиционировании. Поэтому необходимо государственное признание народного искусства не товарной, а духовно-культурной ценностью народа, народным достоянием. Был представлен набор учителя «Достояние России. Народные художественные промыслы» – уникальный образовательный продукт для обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В докладе Леван Татьяны Николаевны, к.п.н., доцента, ст. научного сотрудника Института системных проектов Московского городского педагогического университета: «Развивающее оценивание с применением Шкал для комплексной оценки качества образования в ДОО: независимая экспертиза и самооценивание». Была представлена обширная работа по проведению независимой экспертизы и самооцениванию. Были даны понятие качества. Определено, что оценивается образовательная среда, а не детские результаты (в соответствии с ФГОС ДО). Показаны как организованы «Шкалы для комплексной оценки качества образования в ДОО (ECERS-R)». Как проходит оценивание на уровне ДОО: использование шкал и работа с результатами внешнего оценивания. Результаты исследования «Москва-36». Основные направления работы для коллективов, желающих использовать результаты исследования для развития качества. Был показан пример технологии развития на основе шкал: картирование. Названы ключевые условия развивающего оценивания. Показан опыт практиков в этом вопросе.

В докладе Морозовой Людмилы Дмитриевны, к.п.н., доцента департамента педагогики ИППО МГПУ: «Образовательные проекты в ДОО как реализация требований ФГОС ДО» были представлены принципы ФГОС ДО. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Определено понятие проектной деятельности, её цель, показаны её виды в условиях ДОО. А также понятия "Образовательный проект" и "Тематический образовательный проект". Указано, что частой ошибкой педагогов при реализации образовательного проекта бывает упущение поисковой, совместной детско-родительской и самостоятельной деятельности детей, подготовка продукта проектной деятельности и его презентация.

Практикоориeнтированную направленность носили доклады Селивановой Марины Евгеньевны, учителя - логопеда высшей квалификационной категории, Почетного работника образования РФ, аспиранта ИХОиК РАО. «Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-творческой деятельности на основе полихудожественного подхода». Кржижановская Виктории Витальевны Председателя Регионального отделения Международной общественной организации "Союз православных женщин" во Владимирской области, директора Форума православной молодежи "ПАРУС", преподавателя ОПК: "Опыт кружковой работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников - студия "Казачок" на базе дошкольной организации г. Гороховец Владимирской области. Краснопевцевой Елены Алексеевны педагога, фольклориста, создателя ведущей в России школы-студии "Веретенце", педагога воскресной школы, регента храма св. Николая Чудотворца г. Мытищи, Московской области, педагога международных семинаров и мастер-классов по народной педагогике. Автора образовательных программ и сборников: «Традиции русского фольклора как источник патриотического воспитания». В данных докладах показано положительное воздействие традиционных национальных культурных ценностей, включенных в содержание работы воспитателей ДОО, в решение проблемы качества в ходе реализации ФГОС дошкольного образования.

В работе секции приняло участие 80 гостей из 10 епархий.

Текст: Бацкалёва Виктория Викторовна, к.п.н. ст. преподаватель кафедры ОиСП ПФ ПСТГУ.