1 /
Конференция «Патриарх Тихон и его время: к 150-летию со дня рождения святителя» прошла в ПСТГУ
PDF версия

19 ноября 2015 г. в Зале ученого совета ПСТГУ прошла конференция «Патриарх Тихон и его время: к 150-летию со дня рождения святителя». Конференцию открыл профессор ПСТГУ доктор церковной истории, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин.

Первый доклад конференции – «В преддверии первосвятительского подвига: будущий Патриарх и политические судьбы добольшевистской России» подготовил кандидат исторических наук Ф.А. Гайда (МГУ, ПСТГУ). Докладчик рассказал о политических убеждениях будущего Патриарха в годы учебы в семинарии, а также о его взглядах на различные богословские вопросы.

Ф.А. Гайда подробно рассказал о проблемах служения святителя Тихона в Северной Америке – ведь здесь ему пришлось столкнуться с обществом, не понимающим Россию. Часть доклада была посвящена служению архиепископа Тихона в Ярославле. Автор обратил внимание на то, что святитель Тихон стяжал здесь всеобщую любовь. Будучи монархистом и почетным председателем Союза Русского народа, он, тем не менее, удостоился звания почетного гражданина Ярославля от местной городской думы, отличавшейся антимонархическими настроениями. «Святитель Тихон, - подвел итог своему выступлению Ф.А. Гайда, - никогда не служил идее или идеологии. Он служил людям и все его политические взгляды были основаны на этом».

Следующий доклад был прочитан кандидатом философских наук диаконом Сергием Ивановым (ПСТГУ). Свой доклад о. Сергий посвятил отношению Патриарха Тихона к изъятию у Церкви евхаристических сосудов в 1922 году. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей на святителя обрушилась вся мощь советской пропагандистской машины. При этом государство, изымая у Церкви ценности, преследовало цель не накормить голодающих, а решить другие проблемы, в том числе и валютные. Кроме того, процесс изъятия и перевозки ценностей был затратным и больших выгод государство не получило. Кроме того, часть ценностей была разворована. Антицерковная кампания привела к тому, что число пожертвований в казну «на голодающих» резко сократилось. Патриарх мог заявить, что он не доверяет власти, но он не сделал этого, так как хотел договориться с властями и уберечь хотя бы евхаристические сосуды.

Ведущий научный сотрудник НИО новейшей истории РПЦ ПСТГУ доктор исторических наук А.А. Кострюков посвятил свой доклад отношениям между Патриархом Тихоном и Русской Православной Церковью заграницей. Автор доклада привел все немногочисленные документы, изданные святителем Тихоном в отношении РПЦЗ и сделал вывод о понимании главой Русской Церкви ситуации, в которой оказалась эмиграция. Можно уверенно сказать, что отношение Патриарха к РПЦЗ было положительным. И даже после 1923 г., когда Патриарх был вынужден пойти на некоторые уступки государству, его послания и распоряжения относительно РПЦЗ не имели в виду мер канонического прещения. Практически все документы, изданные Патриархом в 1923 – 1925 гг. в отношении Зарубежного Синода, были приняты под большим или меньшим давлением. Однако даже в этих случаях святитель избежал осуждения Русской Церкви в эмиграции.

Священник Александр Мазырин рассказал о причинах фактического разрыва отношений между Патриархом Тихоном и Константинопольской Патриархией. Возникшие в греческой среде после поражения Турции в I Мировой войне планы по превращению Константинополя в «реальный всеправославный центр» и подчинению ему остальных Поместных Церквей привели к развитию беспрецедентной экспансии Вселенской Патриархии в мировом масштабе, причем преимущественно за счет захвата епархий и приходов Русской Церкви. В целях превратить свое первенство чести в православном мире в первенство власти Константинополь был заинтересован в ослаблении Московского Патриархата. Одновременно с этим с 1922 г. стало проявляться стремление Фанара заручиться поддержкой советской власти во взаимоотношениях с правительством Турции, а также в решении обострившихся материальных проблем Вселенского Престола. В совокупности эти причины привели к открытому переходу Константинопольской Патриархии на сторону обновленческого раскола в России в 1924 г., что сделало сохранение канонического общения с ним для Русской Православной Церкви практически невозможным.

С содержанием доклада доктора исторических наук профессора СПбГУ и СПбДА С.Л. Фирсова слушателей ознакомил священник А.Мазырин. В докладе представлено, как менялось отношение к Патриарху Тихону в официальных изданиях Московской Патриархии с момента выхода пропагандистской книги «Правда о религии в России» в 1942 г. и до прославления святителя в 1989 г. По большей части Патриарх Тихон изображался как «великий патриот социалистического Отечества», что, по суждению докладчика, было лживым мифом. Показательно, что «по-советски правильные» утверждения о Патриархе Тихоне звучали со страниц «ЖМП» вплоть до конца 1987 г.

Так, в связи с очередным юбилеем «Великого Октября» архиепископом Александром (Тимофеевым), было заявлено, что в условиях Гражданской войны Патриарх призывал «не разделять родную страну – страну, объединенную под красным флагом», а после войны, «в пору нового строительства, необходимо было соотнести свою систему ценностей с ценностями, выбранными исторически созидательной и активной частью русского народа, с ценностями победившей революции». По мнению С.Л. Фирсова, так «красиво» не писали публицисты Московской Патриархии и во времена «сталинского ренессанса». Все изменилось в одночасье, вместе с изменением политического климата в стране. После прославления Патриарха Тихона в октябре 1989 г. его имя перестали использовать для подтверждения тезиса о неизменной лояльности Русской Православной Церкви советской власти. В исследовании биографии святителя Тихона открылся новый этап.

В заключение работы конференции священником Александром Мазыриным были подведены ее итоги. Готовится публикация докладов.

Фото: Александр Филиппов