1 /
На Ежегодной богословской конференции ПСТГУ обсудили проблемы религиозной педагогики
PDF версия

23 января 2017 года состоялось пленарное заседание педагогической секции, проводившееся в рамках XXVII Ежегодной международной богословской конференции ПСТГУ. Заседание проходило под руководством декана педагогического факультета доктора педагогических наук Татьяны Владимировны Скляровой. В качестве почетного председателя секции был приглашен Преосвященный Антоний (Азизов), епископ Ахтубинский и Енотаевский, выступивший с приветственным словом и преподавший участникам архипастырское благословение.

Заседание было открыто докладом кандидата педагогических наук Анны Алексеевны Сапрыкиной, посвященному традициям воспитания в семьях новомучеников и исповедников Российских. Автором была представлена презентация, позволившая наглядно проследить некоторые закономерности воспитания и влияние данных закономерностей на судьбы потомков на примере семей священномученика Иоанна Артоболевского и доктора богословия, исповедника, прот. Николая Боголюбова. Вопроса о педагогическом наследии новомучеников коснулся также заведующий кафедрой общей и социальной педагогики ПСТГУ, кандидат педагогических наук Сергей Иванович Абрамов, представивший вниманию слушателей доклад о жизни и миссионерско-педагогической деятельности прот. Вадима Красноцветова, создавшего в конце ХХ века крепкую православную общину в Малоярославце и окормлявшего ее многие годы. Доклад д.п.н. Т.В. Скляровой был посвящен месту и роли православного образования в системе отечественного образования. В своем выступлении Т.В Склярова коснулась концептуальных вопросов развития современного православного образования и наглядно представила слушателям динамику распространения духовных учебных заведений в России на протяжении минувшего столетия.

Исторический аспект просветительской и педагогической деятельности Русской Православной Церкви был представлен в работах кандидата исторических наук Елены Анатольевны Копыловой и кандидата педагогических наук Антонины Владимировны Агеевой. Е.А. Копылова обратилась к наследию Общества любителей духовного просвещения в области поддержки законоучительской деятельности в начале ХХ века. А.В. Агеева раскрыла перед собравшимися основные проблемы духовных школ начала ХХ века, опираясь на отзывы епархиальных архиереев по данному вопросу, а также проследила процесс обсуждения архиереями идеи о необходимости предоставления мирянам возможности получения духовного образования. Елена Львовна Разоренова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ПСТГУ, соглашаясь с А.А Сапрыкиной в вопросе необходимости возрождения православных традиций в семейном воспитании, рассмотрела данную проблему в другом ракурсе: ее доклад был посвящен культуре взаимоотношения супругов в современной православной семье, как важнейшей основе семейного воспитания.

Доклады остальных участников отражали преемство православной педагогической традиции и были посвящены современным проблемам нравственного воспитания и религиозной педагогики. Доктор педагогических наук, профессор Ольга Леонидовна Янушкявичене раскрыла психолого-педагогические основания смены воспитательной парадигмы в современном обществе, подчеркнув востребованность ценностных ориентиров в подростковой среде и современном педагогическом сообществе.

Директор Тверского колледжа культуры им. Н.А.Львова, кандидат педагогических наук, доцент А.Е. Баранов представил доклад на тему «Духовно-нравственное становление личности: потенциалы современной образовательной организации», в котором коснулся вопросов организации воспитательной деятельности в стенах образовательного заведения, рассказав об накапливаемом годами опыте работы в этой области. В заключении А.Е. Баранов передал декану Педагогического факультета ПСТГУ Т.В. Скляровой благодарственное письмо, поблагодарив за многолетнее сотрудничество.

Живой интерес аудитории вызвало выступление Галины Дмитриевны Кузнецовой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики МПГУ, рассказавшей о проблемах современного образования и перспективах его развития на примере внедрения проектного метода в современных школах и связанных с этим особенностях подготовки студентов, обучающихся на педагогическом направлении.

К проблеме современных воскресных школ обратилась Ирина Владимировна Перцева, преподаватель кафедры общей и социальной педагогики ПСТГУ, директор воскресной школы Крутицкого Патриаршего подворья. Ее сообщение было посвящено психолого-педагогическим аспектам выбора пьес и иных произведений для Рождественских и Пасхальных постановок в современных воскресных школах.

С заключительным докладом выступила Виктория Юрьевна Туфрина, администратор общероссийской Олимпиады школьников по Основам православной культуры, познакомив аудиторию с принципами организации работы школьников – участников Олимпиады с материалами базы Новомучеников и исповедников Российских.

Владыка Антоний подвел итоги конференции и благословил участников на дальнейшие труды на ниве православного образования.