1 /
Участники педагогической секции обсудили проблемы современной учебной литературы
PDF версия 22-го января 2018 года в рамках XXVIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ состоялось пленарное заседание педагогической секции, посвященное различным аспектам исследования содержания религиозного образования в современной учебной книге.

Работа секции открылась докладом доктора педагогических наук Татьяны Владимировны Скляровой. «Современные учебники для православного образования в России: проблемы создания и методология исследования».

В докладе были рассмотрены существующие на сегодняшний день в России виды, формы и уровни получения православного образования, проблемы подготовки и издания учебных книг для каждого уровня и различных возрастных категорий. В своем выступлении Т.В. Склярова коснулась также проблем, с которыми сталкиваются авторы, издатели и читатели как православных, так и светских учебных пособий, содержащих основы религиозных знаний. Примеры современных учебников для разных уровней образования были представлены на выставке, размещенной в Филаретовском зале.

Доктор педагогических наук, профессор Виталий Григорьевич Безрогов выступил с докладом на тему «Представление непредставимого: Бог и обложка учебной книги». В первой части доклада, называвшейся «Бог в истории субъектов обложки учебной книги» автором была рассмотрены смысловые функции обложки учебной книги и на примере отечественных учебников сер. XIX – нач. XXI вв. представлены религиозные и иные образы, помещавшиеся на обложках детских учебников. В следующей части доклада разбирались образы, представленные на обложках современных учебников по курсам ОРКСЭ и ОДНКНР и сопоставлялись с зарубежными аналогами. Выступление В.Г. Безрогова вызвало живой интерес аудитории.

Завершающий доклад был представлен кандидатом педагогических наук Антониной Владимировной Агеевой и аспирантом первого года обучения Екатериной Александровной Ивляновой. В совместном выступлении авторы рассмотрели существующие на сегодняшний день методологические подходы к исследованию содержания учебных книг по основам православной веры. Кроме того, авторы доложили о результатах апробации нового методического приема, лежащего в основе контент-анализа текста – исследовательского синквейна, а также рассказали о семиотическом анализе иллюстративного ряда на примере учебной книги «Закон Божий для детей» в пересказе Г. Калинкиной.

В заключении заседания секции на основе сделанных докладов, была проведена дискуссия, посвященная проблемам современного православного учебника. В дискуссии приняли участие докладчики, авторы учебников и учебных пособий по основам православной культуры – прот. Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, а также аспиранты и магистранты педагогического факультета ПСТГУ.