На круглом столе было представлено учебно-методическое пособие «Развитие субъектной позиции учащихся», а также подняты вопросы решения образовательных задач в области достижения личностных результатов. Особым гостем круглого стола стала Н.Л. Селиванова, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО. Руководитель Центра стратегии и теории воспитания личности, Института стратегии развития образования Российской академии образования.
Работу круглого стола открыла Т.В. Склярова, доктор педагогических наук, декан Педагогического факультета ПСТГУ. В своем сообщении, посвященном основам методологии духовно-нравственного воспитания и развития школьников, автор сделала акцент на ключевых понятиях, отметив их различное восприятие в православной и светской традициях.
Кандидат психологических наук, директор ЦПСО «ТОЧКА ПСИ» М.Р. Битянова обратила внимание на особенности личностного развития обучающихся и определение их субъектной позиции, которая связана с принятием той или иной ценностной модели. На практике формированию субъектной позиции способствуют образовательные ситуации, которые в своей основе могут иметь ценностный образец, ценностный выбор и ценностный приоритет.
О работе с детьми в современной православной школе рассказали приглашенные педагоги-практики, работающие в образовательных учреждениях ГБОУ Школа № 2086, НОУ Школа «Ника», НОУ Центр образования «Православная классическая гимназия “Радонеж”», АНО Центр образования «Знак», Православный Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского.
Учитель Закона Божия ПКГ «Радонеж» Ю.А. Бывшева познакомила присутствующих с опытом гимназии в области организации паломничества школьников и его воспитательном значении. Большой интерес у аудитории вызвало выступление ее коллег Е.Н. Себиной и О.Б. Рыжовой, представивших инновационную проектно-интеллектуальную игру для старшеклассников «Мой древнерусский город: входи, эпоха!», которая проводится в гимназии уже пять лет.
Л.М Гляненко (Православный Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского) рассказала о привлечении старшеклассников к работе с детьми в детском доме и миссионерском значении этой работы. Автором был подробно описан алгоритм подготовки старшеклассников к работе в данном проекте.
Л.В. Реховская (ОАНО Школа «Ника») изложила организационно-методические основы проведения классного часа «Путь к успеху», в задачи которого входит осмысление ценностного содержания понятий «успех» и «образование», размышление учащихся о проектировании собственных успехов и достижений, предъявление позитивного жизненного опыта успешных людей. Основной алгоритм начала пути к успеху, по мнению автора, это цель – ресурсы – действие – результат.
О.В. Ковалёва (ГБОУ г. Москвы «Школа № 2086») представила проект формирования субъектной позиции учащихся 5-7 классов и рассказала об этапах реализации данного проекта в образовательном учреждении через систему классных часов и реализацию межпредметных связей на уроках.
Все доклады сопровождались презентациями. После завершения выступлений происходил обмен мнениями. Все желающие получили возможность высказать свою позицию.