23 января 2017 г. в рамках XXVII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ прошла работа секции «Религиоведение», организованной кафедрой религиоведения миссионерского факультета ПСТГУ. Каждый год с докладами на секции по установившейся уже традиции выступают не только специалисты, работающие в разных областях науки о религии, но и исследователи русской и зарубежной религиозной философии, богословы, миссионеры и катехизаторы, объединенные общей задачей служения делу духовного просвещения, которое в современном мире невозможно без религиоведческих, богословских и философских работ высокого научного уровня.
На этот раз в работе секции, помимо преподавателей и сотрудников ПСТГУ, приняли участие гости из Московского Государственного университета, Московской Духовной академии, Дома русского зарубежья им. А. Солженицына, Российской академии наук, Костромского Государственного университета, Санкт-Петербургской и Московской епархий.
Открыл работу секции зав. кафедрой Религиоведения, доктор физико-математических наук Лисица Ю. Т. докладом «Смысл, или концепт смерти в религии».
Настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря, Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, религиовед, соискатель аспирантуры СпбДА игумения Илариона (Феоктистова) в докладе «Монастырские общежительные уставы: история и современность» задачу применения общежительных монастырских уставов обозначила как ответ на вызов постсекулярного мира с его адогматической, неаскетической, нецерковной, технологичной оккультной духовностью. Монастырские уставы, - отметила она, - это сокровищница аскетического опыта Церкви. Устав выражает единство догматического и аскетического учения Церкви с внешними поступками, отражают реальный опыт борьбы со страстями и чистой молитвы. Монастырские уставы дали основу для общецерковного типикона, формировали принципы государственной и военной службы, общественной и семейной жизни в христианских государствах.
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына (Москва) Ермишина Ксения Борисовна в докладе «Духовное наследие архим. Софрония как ключ к решению духовных проблем современного общества» рассмотрела пастырский опыт архим. Софрония (Сахарова), который до ухода в монастырь он был успешным художником, учеником П. Кончаловского и В. Кандинского, работал в духе импрессионизма и авангарда, в технике портретной живописи и других жанрах; во Франции его работы сравнивали с Луи Рикаром (1823-73), его работы экспонировались вместе с Эль Греко, Бара-Левро, Гогеном, Виктором Бюпоном. Будучи представителем Серебряного века русской культуры, он прошел монашескую школу на Афоне, соединив себе высокую образованность и аскетические традиции. Это дало ему возможность глубокого понимания кризиса современности, особенности характеров, внутренние предпосылки проблем современного человека.
Особый интерес вызвало выступление магистра теологии, главный специалиста Фонда апостола Андрея Первозванного, исполнительного секретаря Научного совета по религиозно-социальным исследованиям ООН РАН Немыченкова Владимира Ивановича, который в докладе «Отношение к сакральному в постсекулярном обществе» отметил, что сегодня Православная Церковь стала заметным фактором общественной жизни. Борьба с ростом влияния и авторитетом Церкви в значительной степени переместилась в область культуры. Главным полем этой борьбы стало актуальное и акционистское искусство, которые в качестве средства используют те или иные формы осквернения сакрального (священного): провокационные художественные выставки, спектакли, перфомансы и т.п. Смешение сакрального и профанного (акт трансгрессии) наполняет эмоциональной энергией перфоманс (выставку, спектакль) и придает ему способность оказывать сильное эмоциональное воздействие на публику и общество в целом (напр., недавний скандал с оперой «Тангейзер»). Осквернение помещает актора за пределы обыденной жизни, что является задачей всякого искусства. Однако, если истинное искусство обращается к чистому сакральному, то его антипод – «современное», или антиискусство – к нечистому (оскверненному сакральному). Определенные проблемы, считает автор доклада, существуют и в православной среде. Обращение к Православию широких масс, перерыв в традиции, недостаток знаний церковно-канонических правил, рыночные механизмы в экономике и т.п. приводят к тому, что широкое распространение получило профанное употребление священных изображений, т.е. их размещение на обыденных предметах (на этикетках и упаковке «православных» товаров, на посуде, одежде, обложках книг и журналов и т.п.). Докладчик отметил, что для преодоления названных явлений требуется широкая просветительская работа среди населения, составление новых и актуализация существовавших в прошлом церковно-канонических норм по защите Священного. Необходима также работа по совершенствованию гражданского законодательства в части защиты Священного (законы против святотатства, кощунства, богохульства и т.п.).
Кандидат богословия, доцент МДА игумен Андроник (Трубачев) представил четыре тома нового уникального издания документов, посвященных жизни и творчеству священника Павла Флоренского – «Путь к Богу», а также «Библиографический справочник», представляющий собой летопись событий из жизни о. Павла, полный список его работ и обширную библиографию, посвященную изучению его наследия. О. Андроник отметил, что полное издание будет включать в себя, помимо «Библиографического справочника», шесть томов, причем выход пятого и шестого тома планируется уже в ближайшее время.
Затем выступила кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник (ПСТГУ, Мемориальный Дом-музей С. Н. Дурылина) Резвых Татьяна Николаевна, доклад которой («Живая Европа»: цикл лекций С. Л. Франка на Би-Би-Си в 1946 г.) был посвящен четырем лекциям С.Л. Франка, сделанным им для немецкой аудитории ВВС в 1946 г., и озаглавленным «Di lebendige Abendland». Общей целью лекций было показать немцам духовное единство Европы, основанное на единстве христианской веры. Франк считал, что в трагических политических ситуациях нужно всегда помнить о духовной основе явлений.
Доктор культурологии, профессор Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова) Едошина Ирина Анатольевна («Феномен священнического рода в России: Островские») привела малоизвестные факты из жизни и творчества А. Н. Островского и сделала обзор генеалогического древа рода Островских, которое включает в себя поколения священнослужителей Русской Православной Церкви. Ирина Анатольевна обратила внимание на православный религиозный характер произведений известного классика.
Преподаватель исламоведения ЦДО, сотрудник синодального военного отдела Редкозубов Андрей Дмитриевич («Некоторые аспекты внутриисламской полемики по вопросу салафизма») рассмотрел ряд вопросов полемики между салафитами как сравнительно недавно появившейся влиятельной силой и традиционными мусульманами и отметил, что ее разбор позволит увидеть разницу между ваххабитами и салафитами, а также различия между ними и традиционными мусульманами как в понимании самих мусульман, так и с точки зрения православного религиоведения.
Преподаватель ПСТГУ Бершицкая Татьяна Владимировна («Некоторые представления о молитвенной практике в первой мусульманской общине») указала на большое значение молитвы в исламе и выявила религиозные смыслы молитвы на основе анализа молитвенной практики раннемусульманской общины с широким использованием положений Корана и Сунны.
В докладе «Современный иудейский взгляд на христианство» клирик Троицкого храма г. Коломна (Щурово) Московской епархии РПЦ, преподаватель ПСТГУ протоиерей Кирилл Седов раскрыл сложный и актуальный вопрос отношения иудаизма к христианству и рассмотрел такое противоречивое явление, как «антисемитизм», куда ныне вынесена полемика с христианством, и различные мнения об Иисусе Христе. Докладчик пришел к выводу, что до сих пор в риторике сохраняются средневековые выпады, а непростые взаимоотношения между иудаизмом и христианством, несомненно, продолжатся и в будущем.
Протоиерей Константин Гипп, ст. преподаватель каф. религиоведения МФ ПСТГУ («Влияние секуляризационных процессов на традиционное мировоззрение северных народов») рассказал о тех сдвигах в мировоззрении человека, которые сопровождают процесс секуляризации, начиная с 18-го века: появление перед человеком реального выбора вера/неверие, требующего рефлексии, появление т.н. изолированного «я», - сознания, неподверженного действию внешних добрых и злых сил, изменение восприятия времени и космического порядка. Христианизация северных народов, проводимая в 18-19 веках, практически не затронула структуру их религиозного сознания, существенные изменения можно отметить только в советское время, когда была проведена жесткая насильственная секуляризация. Далее в докладе на основании данных полевых исследований было рассмотрено современное состояние религиозного мировоззрения ненцев, хантов и др. народов, населяющих НАО и ЯНАО, характеризуются процессы, происходящие в этой сфере.
Доклад «Эзотерический палимпсест: Системы образов в творчестве В. Пелевина» Носачева Павла Георгиевича, кандидата философских наук, доцента НИУ ВШЭ и ПСТГУ, был посвящен преломлению эзотерических образов в романах В. Пелевина. Докладчик показывал, что Пелевин строит свое позднее романное творчество на художественном осмыслении учений из сферы западного эзотеризма. Эта идея иллюстрировалась примерами из романов «t», «Смотритель» и «Лампа Мафусаила».
Почепко Алексей Павлович, катехизатор Свято-Троицкого храма г. Люберцы, Московской епархии («Богочеловек Иисус Христос или богочеловек Менахем Мендель Шнеерсон?») указал, что иудаизм на протяжении двух тысячелетий не признает мессианство и божество Иисуса Христа, мотивируя это тем, что Иисус не выполнил многих важных мессианских пророчеств из Танаха, и Бог не может стать человеком, ибо такое немыслимо. В то же время, участники Хабада - влиятельной хасидской группы в современном иудаизме, провозгласили своего седьмого Любавичского ребе Менахема Мендл Шнеерсона Мессией и даже Богом, аргументируя это тем, что все пророчества и предсказания последнего сбылись, и ребе был великим чудотворцем. Исходя из такой предпосылки иудаизма, важно отметить, что чудеса Иисуса Христа имеют более глубокую суть: исцеление слепорожденного, парализованного, воскрешение четверодневного Лазаря. Никто никогда не совершал таких чудес, как Иисус. Математически точных предсказаний в Священном Писании о Мессии нет, это в любом случае вопрос веры для каждого человека. И этот вопрос не останется без ответа, если человек в своем религиозном опыте искренне обратится с ним к Богу.
Зыкунова Анна Николаевна, помощник настоятеля по миссионерскому служению, секретарь Миссионерского движения пророка Даниила («Инклюзивизм в Коране и Сунне на примере некоторых апокрифических текстов и гностических идей») отметила специфику вероучения христиан Хиджаза и отражение ее в текстах Корана и Сунны.
Также на секции выступили: Костылев Павел Николаевич, старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова («Религиозный секуляризм, итсизм и мультитеизм: рассинхронизация религиозного в условиях современной культуры») и Павлюченков Николай Николаевич, кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент ПСТГУ («Ранние богословские сочинения П. А. Флоренского»).