1 /
В рамках XXV Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ прошла работа секции «Религиоведение»
PDF версия

В пятницу, 23 января 2015 г., в рамках зимней сессии Ежегодной богословской конференции ПСТГУ прошла работа секции «Религиоведение», организованной кафедрой религиоведения миссионерского факультета. На секции выступило 13 докладчиков, которые обсудили современные проблемы религиоведения, богословия и философии и представили результаты собственных новых исследований в указанных областях.

Работу секции открыл зав. кафедры религиоведения миссионерского факультета д. ф.­м. н., профессор Лисица Юрий Трофимович (доклад Логика Логоса и современная нефундированная теория познания). Он сообщил, что, занимаясь математической логикой уже 10 лет, обратил внимание на безукоризненность, ясность и непротиворечивость слов Христа в Евангелии. Есть глубочайший логический смысл Евангелия, хотя, конечно, Евангельское учение до конца в логические схемы не укладывается. Докладчик пояснил, что его цель – не толкование или интерпретация евангельских текстов, а выделение тех мест, где явным образом видна логика.

В выступлении д. ф. н., профессора кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук (РУДН) Нижникова Сергея Анатольевича (О соотношении опыта и догмата (на материале русской философии)) был дан анализ с позиций православной философии в качестве метафизики веры проблемы соотношения духовного опыта и догматики. Докладчик отметил, что данное соотношение мыслилось разными представителями русской философии неоднозначно, провел критический анализ по данной теме взглядов П. Флоренского и С. Булгакова, сформулировал выводы относительно адекватного понимания соотношения опыта и догматики, как содержания и формы. С этих позиций С. А. Нижников рассмотрел понятия веры, молитвы, переживания и др.

К.ф.н., доцент (НИУ ВШЭ, ПСТГУ) Носачев Павел Георгиевич (Конструирование образа «другого» в православном апологетическом дискурсе конца XX начала XXI века) рассмотрел подходы православных исследователей к феномену западного эзотеризма. Основной акцент при этом был сделан на том, как воспринимают западный эзотеризм верующие исследователи, что они видят в нем, в каких терминах его описывают и какими методами пользуются. Создав таким образом общий портрет конфессиональных исследователей эзотеризма, можно поставить вопрос о соотнесенности их деятельности с общим научным дискурсом, иными словами ­ определить возможность существования и научную легитимность апологетического рассмотрения эзотеризма как сферы религиоведческого исследования.

Резвых Татьяна Николаевна, к. ф. н., научный сотрудник Мемориального Дома-­музея С. Н. Дурылина, доцент ПСТГУ (Идея Откровения у Розенцвейга) сделала краткий обзор философской концепции Ф. Розенцвейга в его книге «Звезда спасения». Задача Р. ­понимание необходимости деструкции философского мышления в целом – всей эпохи от ионийцев до Иены. В центре его философии три категории, соответствующие трем формам реальности – творение, откровение, спасение. Для Р. важна пара понятий: общее (All, Allheit) и особенное, отдельное, отдельность, единичное, своеобразное (Besondere, Besonderheit, Eigentümlichkeit u. z. w.), бытие (Sein) и вот­бытие (Dasein). Сущность этого бытия в его мгновенности, когда оно оказывается в близости с Богом – Augenblick (мгновение). Это – встреча, диалог, любовь к другому, к Ты. Тематика откровения раскрывается в идее любви Бога и человека. Встреча с ближним уподобляется Розенцвейгом движению от настоящего к будущему. Временной процесс и любовь для него просто совпадают. Человек встречает ближнего, как настоящее встречает будущее. В обоих случаях рождается Царство Небесное, как то, к чему стремится история.

Иванова Анастасия Сергеевна, преподаватель, аспирант (ПСТГУ) (Обзор индуистской танатологической проблематики в отечественной науке) отметила, что индуистская религиозная традиция чрезвычайно богата представлениям о загробном мире и посмертном суде, соответствующими мифологическим сюжетам, эсхатологическими и сотериологическими идеями, которые требуют систематизации и глубокого религиоведческого анализа. Исследование индуистской танатологической проблематики находит место в рамках отечественной индологии и философской танатологии, которые имеют совершенно разные подходы к изучению данной темы, несомненно, представляющей обширный интерес для массовой культуры. А. С. Иванова указала, что сопоставление и некоторый анализ каждого из подходов предоставит нам возможность ориентироваться в данной теме и определить степень ее разработанности, актуальности и ценности как среды для формирования востребованного гуманитарного знания. Благодаря небольшому историографический обзору можно увидеть, каким образом и насколько интенсивно изучается индуистская танатологическая проблематика в России.

В выступлении к. богословия, к. ф. н., доцента (ПСТГУ) Павлюченкова Николая Николаевича (Религиозная апологетика и научный подход к изучению религии в трудах священника Павла Флоренского) было отмечено, что священник Павел Флоренский и в ранний, и в поздний периоды своего творчества сознательно пытался совместить философию, богословие и науку для того, чтобы таким образом постепенно подходить к реализации идеала «цельного знания». Но совмещение в данном случае не означало смешения; научный, философский и богословский методы у него были призваны не подменять, а дополнять друг друга и рассматривались им как исследование одной и той же реальности в разных плоскостях. Вне зависимости от того, насколько спорны или бесспорны были изначальные убеждения Флоренского, его труды можно рассматривать, в числе прочего, как замечательный пример возможностей исследователя, абсолютно уверенного в том, что ему открылась Истина. В случае с Флоренским как раз именно эта уверенность не позволяла ему превратить науку о религии в априорную апологию православия; напротив, в целом ряде случаев он стремился проявить к религии как можно более объективный, научный подход, что и было лучшим выражением его твердых убеждений: Истина не боится любого научного исследования и любое научное исследование, если только оно осуществляется действительно объективно и максимально беспристрастно, приводит к одной и той же Истине.

Кудрявцева Наталия Анатольевна, аспирант (ПСТГУ) (Этапы развития конфуцианства и его современное состояние в КНР) констатировала что конфуцианское учение соединяет в одно целое мировоззрения и установки, реализуемые на уровне государственного управления, и в народной среде. Оно возникло в условиях государственной нестабильности и в течении тысячелетней истории, переживая идейные кризисы и политические катаклизмы, менялось, в процессе синтеза с другими местными учениями, а также проникающими на территорию Китая религиями, философскими взглядами, стремясь к идейному главенству, к срединному пути крепкого и процветающего государства с социальным порядком, сохранению национальной культурной идентичности. Развитие конфуцианства можно проследить в обзоре философских воззрений от первых конфуцианских мыслителей до сегодняшних дней. В докладе было рассмотрено участие конфуцианства в истории Коммунистической партии Китая и современном китайском обществе.

Редкозубов Андрей Дмитриевич, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами (Ислам в дореволюционной России) указал, что одной из характерных особенностей современного этапа мировой истории является значительное усиление влияния религиозного фактора, объясняемое в значительной степени причинами исторического характера. Несомненно, это касается России и, как государства, большая часть границ которого приходилась на народы, исповедовавшие ислам, в то же время и на самой его территории имелись места компактного проживания мусульман. В своем выступлении он осветил тему возникновения ислама в России и ответил на вопрос, каковы были, прежде всего, религиозные аспекты государственной политики в отношении мусульман.

Бершицкая Татьяна Владимировна, преподаватель (ПСТГУ) (Некоторые замечания о сакрализации основателя ислама – Мухаммада) отметила, что Мухаммад, являясь ориентиром для мусульман во всех сферах жизни, несомненно приобретает в их глазах образ высшей святости. Возвышенное положение Мухаммада в исламе выделяет его среди всех людей – равных ему мусульмане не находят во всем человечестве. Столь ярко выраженное почитание Мухаммада мусульманами и любовь к нему обоснованы в Коране и Сунне. При таком благоговейном отношении к основателю ислама, у мусульманина невольно сакрализуется образ Мухаммада, который за границами мусульманского мира вызывает гораздо более насмешек и презрения, нежели уважения.

На секции также выступили:

Протоиерей Димитрий Сазонов, кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры им. Кирилла и Мефодия, Секретарь Епархиального Совета Кинешемскойепархии (Борьба научного и религиозного мировоззрений в контексте идеологии партийной диктатуры (На примере «хрущевской оттепели»)),
Половинкин Сергей Михайлович, к. ф. н., доцент (РГГУ) (Отношение теологии, философии и науки в понимании прот. С. Булгакова),
Аникеева Елена Николаевна, к. ф. н., доцент (РУДН, ПСТГУ) (Доказательства бытия Бога в нехристианских религиях: индуистская система ньяи),
Кулешов Михаил Станиславович, преподаватель (ПСТГУ) (Православное исламоведение между религиоведением и сравнительным богословие).