1 /
В рамках Ежегодной богословской конференции ПСТГУ состоялась научно-практическая конференция педагогического факультета
PDF версия

В рамках Ежегодной богословской конференции ПСТГУ 21 января 2016 года состоялась научно-практическая конференция педагогического факультета  "Религиозное образование, воспитание, социализация в православной традиции".

Ведущей идеей проведения конференции стало представление научной школы, сложившейся на факультете в период с 1996 по 2016 годы.

Почетный председатель конференции епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний поздравил декана педагогического факультета Т.В. Склярову с 20-летием со дня защиты ею кандидатской диссертации «Традиции и современное состояние православного воспитания в России» (Москва, 1996). 

Приветствуя участников и гостей конференции,  Т.В. Склярова назвала три актуальных  направления научной работы факультета. В номенклатуру научных специальностей ВАК в 2015 году  включена «теология», одной из областей исследования  которой является изучение религиозной педагогики и воспитания.  Журнал «Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология», первым публикациям которого в 2016 году исполняется 10 лет, в очередной раз подтвердил свой статус реферируемого журнала ВАК, а также вошел в европейский индекс научного цитирования ERIH PLUS.

Необходимость реализации духовно-нравственного воспитания и развития школьников, зафиксированная в требованиях ФГОС, обуславливает насущную потребность в поиске исследовательского инструментария, способного адекватно осуществлять педагогические измерения.  Названные  направления исследований в полной мере могут быть реализованы только объединенными усилиями ученых, работающих в рамках определенной научной школы. 

Т.В. Склярова призвала собравшихся к совместному диалогу в научном поиске, подчеркнув, что все приглашенные на конференцию докладчики являются давними друзьями и научными партнерами педагогического факультета ПСТГУ.  К участию в работе конференции  были приглашены исследователи из Москвы, Астрахани, Саратова, Твери, а также Литвы и Украины.

Обсуждение поставленных проблем начал  епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний. В своем докладе он обозначил ведущие линии развития педагогики  Православия – необходимость системного подхода к реализации религиозного образования и воспитания, поиск направлений сопряжения государственной и религиозной систем образования, проблема сохранения отечественных педагогических традиций в современных условиях. Доклад епископа Антония был проиллюстрирован примерами из реализуемого им исследования  опыта Русской Церкви в создании церковной народной школы в XIX - начале XX вв. 

Доклад профессора Саратовского государственного университета Александровой Е.А. продолжил начатое обсуждение. Екатерина Александровна  полагает, что  воспитательная система, будь она светская или религиозная, зачастую не работает по причине общего ее рассогласования. Продекларированные основополагающие принципы воспитания зачастую не соответствуют педагогическим подходам, формы не соответствуют выбранным методам воспитания, критерии и показатели не соотносятся с поставленными целями.  Эта рассогласованность, по мнению Е.А. Александровой, и составляет зону риска современного воспитания – многие педагоги утрачивают веру в возможности воспитания.  Стержнем воспитания является смысл деятельности. Он порождает воспитательные цели, которые в свою очередь определяют выбранные методы воспитания, обуславливающие выбор форм и средств воспитательного воздействия.  Разрушение традиции воспитания начинается с утраты смысла и цели воспитательной деятельности. Дискуссии об эффективности выбранных средств, форм и методов, по мнению Е.А. Александровой, стоит вести в контексте осознанных целей и смыслов воспитания. 

Егоров И.В. рассказал о разработанной под его руководством исследовательской методике «Россия в территориях, событиях, персоналиях», нацеленной на изучение гражданского мировосприятия студенческой молодежи в России. Илья Владимирович поделился с собравшимися результатами эмпирического исследования, теоретические основания  которого были опубликованы в «Вестнике ПСТГУ. Педагогика. Психология». В докладе были озвучены представления современных студентов о территориях своей страны, ее событиях в прошлом, настоящем и будущем; личностях,  которые воспринимаются как значимые для России и респондента, а также его личное отношение к своей стране и своему месту  и роли в событиях, происходящих в стране.  Илья Владимирович отметил, что пока в исследованием не были охвачены студенты религиозных вузов, но такая работа планируется  в предстоящем году. 

В качестве дополнения к докладу И.В. Егорова прозвучало сообщение доцента МПГУ Д.В. Наумовой. Она рассказала о выявленном парадоксе восприятия своей страны  молодежью, участвующей в исследовании.  Формулируемые студентами описательные характеристики России не соответствовали переживаемым ими в тот момент чувствам. Подробно охарактеризовав исследовательские методики, Диана Викторовна поделилась планами проведения дальнейшего исследования гражданского мировосприятия современной студенческой молодежи.

В докладе Т.В. Зальцман были названы современные особенности профессиональной подготовки специалистов для церковного социального служения. Татьяна Валерьевна отметила значимость научной рефлексии церковного социального служения, «иначе, необходимость срочного реагирования на ежедневные нужды очень быстро лишает специалиста устойчивости».

Особым гостем конференции стала руководитель группы развития исламского образования Департамента образования и науки Духовного Управления Мусульман России, декан Московского исламского института Г.Ю. Хабибулина. Она  выступила с докладом «Исламская педагогическая система».  Гульфия Юнысовна охарактеризовала основные педагогические категории ислама, уточнив, что адекватный их перевод на русский язык является в настоящее время одной из ведущих исследовательских проблем для российского ислама.

Выступление Л.В. Голубевой было посвящено работе школы приемных родителей при Марфо-Мариинской Обители милосердия.  Лидия Владимировна рассказала о содержании учебных и практических занятий слушателей школы приемных родителей. «Мы не стремимся любой ценой  подтолкнуть наших учащихся к приему ребенка в семью. Если по итогам обучения наши слушатели принимают решение о помощи детям без семьи другими методами, помимо приема их в собственную семью, мы считаем свою задачу выполненной», - сказала в заключение  доклада Лидия Владимировна. 

Первая часть конференции была завершена информационными сообщениями двух президентов благотворительных фондов. Инна Вячеславовна Орлова, президент благотворительного фонда «Ориентир» обрисовала типичную педагогическую проблему воспитания детей на зарубежных приходах РПЦ – одновременное пребывание ребенка в диаметрально-противоположных ценностных системах. По наблюдениям Инны Вячеславовны дети легко переходят на другие языки общения, синхронно изменяя свое поведение и ценностные ориентации вместе с языком общения. Острота проблемы создания для русских детей в зарубежных приходах образовательной среды, сопряженной с христианскими ценностями, по мнению И.В. Орловой, может быть снята только совместными усилиями теоретиков и практиков религиозной педагогики.  Руководитель образовательного фонда имени братьев Трубецких священник Георгий Белькинд рассказал о разработанной при поддержке фонда концепции воспитывающего образования и пригласил участников к дискуссии о социально-философских  основах педагогических проблем.

Вторая часть конференции была посвящена преимущественно практическим вопросам религиозной педагогики. Т.И. Петракова познакомила собравшихся с деятельностью ассоциации православных педагогов. Выступление Татьяны Ивановны было нацелено на поиск оптимального соотношения общественной активности и профессионального развития педагогов, работающих в сфере православного образования и воспитания.

О методике преподавания православной культуры говорили в своих выступлениях доцент Московского государственного областного университета, лауреат Макариевской премии 2015 года О.В. Розина, доктор педагогических наук, доктор математики Литовского эдукологического университета, профессор кафедры общей и социальной педагогики ПСТГУ О.Л. Янушкявичене, аспиранты педагогического факультета ПСТГУ -  Т.В. Комарова, методист  городского методического центра  Департамента образования г. Москвы, К.А. Крылов, старший преподаватель кафедры ЮНЕСКО  Московского института открытого образования, Туфрина В.Ю., администратор Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. 

Директор Тверского колледжа культуры им. Н.А.Львова  А.Е. Баранов поделился с собравшимися размышлениями о стратегических ориентирах профессионального воспитания педагогов. Иллюстрируя свою точку зрения, Алексей Евгеньевич сказал, что в передвижении по незнакомому городу очень помогают ориентиры, отличающиеся своей направленностью и эстетикой. «Когда мне объясняли,  как добраться сюда, мне дали ориентир – храм Святителя Николая в Кузнецах.  Так и в воспитании будущих педагогов – очень важны ориентиры, обладающие смыслом и красотой деятельности», - заключил Алексей Евгеньевич.

С краткими сообщениями обратились к участникам конференции игумен Хрисанф (Липилин), насельник и катехизатор Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря,  и Т.П.Войтенко, доцент педагогического факультета ПСТГУ.

Конференция завершилась коллективным обсуждением заслушанных докладов и сообщений.  Докладчики, гости и студенты факультета сошлись во мнении о том, что работа конференции обогатила всех ее участников новой информацией и профессиональными контактами. 

Фото: А. Филиппов