«Создание учебных пособий по церковнославянскому языку в свете достижений современной педагогической науки: анализ теоретического и методического опыта»

Дата и место проведения

Дата: 21.01.2021

Место и время проведения: 10:00 - 18:30 , Дистанционно, Zoom

Руководитель: Елена Владимировна Макарова

Руководитель: Сергей Владимирович Феликсов

Аннотация

Проведение секции направлено на определение научно обоснованных подходов к созданию современных учебно-методических комплексов по церковнославянского языку, соответствующих требованиям педагогической науки и отвечающих запросам образовательной среды.

Проблематика выступлений и обсуждения предполагает обзор филологических и педагогических исследований в области изучения церковнославянского языка в свете анализа теоретико-методического опыта по созданию учебных пособий по церковнославянскому языку, а также рассмотрение ряда следующих вопросов.

  • Методика преподавания церковнославянского языка как наука и её место в системе современного педагогического знания.

  • Анализ отечественного и зарубежного теоретико-методического опыта преподавания церковнославянского языка в историческом аспекте.

  • Обзор направлений развития методики преподавания церковнославянского языка как компонента духовно-нравственной культуры.

  • Анализ действующих учебных изданий по церковнославянскому языку и опыта работы по ним в свете достижений современной педагогической науки.

  • Формирование представлений о церковнославянском языке как метапредмете в структуре образовательных программ.

  • Разработка классификации учебных изданий по церковнославянскому языку.

  • Определение системы понятийно-терминологического аппарата проектируемых учебных пособий по церковнославянскому языку с позиции современных научных требований.

  • Анализ концепций и технологий проектирования структуры и содержания учебных пособий по филологическим дисциплинам.

  • Проектирование содержания учебных пособий по церковнославянскому языку в свете методических особенностей преподавания графики, фонетики, лексики, словообразования и грамматики церковнославянского языка.

  • Анализ концепций создания учебных словарей по церковнославянскому языку в свете достижений современной педагогической науки.

  • Педагогический анализ подходов к созданию сборников упражнений по церковнославянскому языку, отбору учебного иллюстративного материала и текстов в свете достижений современной педагогической науки.

  • Обсуждение опыта создания и использования в образовательном процессе интерактивных учебных пособий по церковнославянскому языку.


Контакты:

Макарова Елена Владимировна, makarovael@yandex.ru
Феликсов Сергей Владимирович svfeliksov@gmail.com

Программа секции

10.00 Открытие секции. Анонс программы. Приветственные слова.

Дивногорцева Светлана Юрьевна, докт. пед.наук, заведующая кафедрой педагогики ИФФ (далее в программе: «историко-филологического факультета») ПСТГУ.

Ведущие:

  • Макарова Елена Владимировна,
  • Феликсов Сергей Владимирович

Регламент выступлений – 15 мин.

В конце каждой части 15 минут на обсуждение и уточнение тезисов.

1 часть. Общие положения.

10.15 – 11.30

  1. Дейкина Алевтина Дмитриевна, д.пед.наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка, Почётный профессор МПГУ (г. Москва). «Приоритеты в содержании современного учебника русского языка».

  2. Плетнева Александра Андреевна, к.филол.н., с.н.с., Институт русского языка РАН им. В.В. Виноградова (г. Москва). «Современный учебник церковнославянского языка: прагматический подход».

  3. Рашева Ивета, гл. aс. PhD, Кирилло-Мефодиевкий научный центр Болгарской академии наук (г. София). «Кто, зачем и как изучает сейчас церковнославянский язык в Болгарии».

  4. Будейко Валерий Эдуардович, канд. филол. наук, доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания Челябинский государственный университет (г. Челябинск). «О методологической неполноте учебных пособий по церковнославянскому языку».

    2 часть. Учебники в вузе.

    11.30-12.45

  5. Супрун Василий Иванович, докт. филол. наук, профессор Волгоградского государственного социально-педагогического университета (г. Волгоград). «Глагол – основа церковнославянского текста».

  6. Афанасьева Наталья Ефимовна, старший преподаватель кафедры филологии Московской Духовной Академии (г. Сергиев Посад). «Учебник церковнославянского языка» Н.Е. Афанасьевой и проблемы преподавания церковнославянского языка в духовных школах».

  7. Шалыгина Наталья Владимировна, канд. филол. н., доцент каф. филологии и журналистики РПУ св. Иоанна Богослова (г. Москва). «УМК к учебнику «Церковнославянский язык» Т.Л. Мироновой».

  8. Дорофеева Лариса Владимировна, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и литературы Института филологии, истории и востоковедения Сахалинского государственного университета (г. Южно-Сахалинск). «Концепция   "азбучной молитвы" в книге стихов на церковнославянском языке».

    Перерыв – 30 мин.

    3 часть. Учебные пособия в школе.

    13.15-14.30

  9. Кусмауль Светлана Михайловна, к.филол.н., автор учебника по церковнославянскому языку (г. Москва). Проект учебника по церковнославянскому языку для второго года обучения (в средней школе).

  10. Архипова Ирина Геннадьевна, автор УМК «Церковнославянский язык для детей» (г. Москва). «Опыт создания комплекта учебных пособий по церковнославянскому языку для школьников».

  11. Макарова Елена Владимировна, канд.пед.наук, доцент историко-филологический факультета ПСТГУ. (г. Москва). «Отражение метапредметного потенциала церковнославянского языка в современных учебных пособиях».

  12. Кравцова Марина Юрьевна, к.филол.н., учитель, ГБОУ Школа 1158 г. Москвы, эксперт Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ. (г. Москва). «Возможности реализации метапредметного потенциала церковнославянского языка в учебном пособии для православной и светской школы в условиях ФГОС и развития цифровой среды образования».

    4 часть. Учебные пособия для образовательных и просветительских проектов.

    14.30-15.45

  13. Буцких Николай Валерьевич, преподаватель церковнославянского языка Центра исследований древнерусской культуры «Зело» (г. С.-Петербург). Церковнославянский язык древнерусских рукописей - опыт создания учебного пособия.

  14. Захарова Лариса Александровна, директор воскресной школы «Вертоград» Михаило-Архангельского храма (г. Пущино). Разработка новых рабочих тетрадей по церковнославянскому языку на базе учебно-методического комплекта «Вертоград» с учётом специфики мышления современных детей.

  15. Медведева Людмила Павловна, канд. ист. наук преподаватель Школы Духовного Пения при храме мц. Татианы (МГУ им. М.В. Ломоносова) (г. Москва)."Разработка учебных пособий по комментированному чтению богослужебных текстов (для занятий со взрослыми)"

  16. Наумов Сергей Анатольевич, к.филол.н., доцент кафедры русского языка, Северо-Западный государственный медицинский университет; ведущий телепрограммы «БУКВА В ДУХЕ» ТВ «Союз» (г. С.-Петербург). «Молитва как учебник».

  17. Тюрин Александр Павлович, д.тех.н., проф., зам. начальника УНИР, ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова» (г. Ижевск) «Житийные сюжеты как часть хрестоматий по церковнославянскому языку».

    Перерыв – 15 мин

    5 часть. Методы и методики.

    16.00-17.00

  18. Грищенко Александр Игоревич, канд. филол. наук, профессор кафедры славянской филологии (г. Москва). "Чтение "крестом" отрывков из памятников как одна из возможных форм работы на занятиях по старославянскому языку в высшей школе".

  19. Поляков Алексей Евгеньевич; Добрушина Екатерина Роландовна, канд. филол. наук, заведующая кафедрой славянской филологии (г. Москва). «Церковнославянский корпус НКРЯ в 2020 году – возможности и проблемы».

  20. Священник Петр Овсянников, настоятель храма святой блаженной Ксении Петербургской (г. Тобольск). Методика написания диктантов по церковнославянскому языку.

  21. Становская Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ, учитель церковнославянского языка ОЧУ «Ховринская гимназия Лампада» (г. Москва). «Дидактическая игра на уроках церковнославянского языка в контексте создания учебно-методических пособий по предмету». 

    6 часть. Проектирование учебных пособий и их тематических разделов.

    17.00-18.00

  22. Левшенко Татьяна Александровна, старший преподаватель, кафедра славянской филологии историко-филологический факультет, ПСТГУ; Издательство Московской Патриархии РПЦ, Отдел богослужебных книг, ведущий редактор (г. Москва). «Диакритические знаки в учебных пособиях по церковнославянскому языку».

  23. Сурова Людмила Васильевна, писатель, член Союза писателей России, бакалавр богословия, педагог-методист. (г. Москва). Поэтика сакральных текстов как важная часть содержания учебных пособий по церковнославянскому языку.

  24. Феликсов Сергей Владимирович, к.филол.н., доцент кафедры педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ, зав. кафедрой филологии Перервинской духовной семинарии (г. Москва). «К вопросу о семантическом описании лексики православного вероучения в учебнике по церковнославянскому языку».

  25. Шестакова Светлана Михайловна, к.филос.н., доцент кафедры Церковно-практических дисциплин МДА. (г. Сергиев Посад). «Научно-методическое наследие архимандрита Амвросия (Диденко) как материал для учебных пособий по церковнославянскому языку ".

18.00-18.30 Подведение итогов. Обсуждение тезисов.