В рамках Ежегодной международной конференции ПСТГУ состоялось заседание секции, посвященной Святой Горе Афон
PDF версия

5 декабря 2016 г. в рамках XXVII Ежегодной международной конференции ПСТГУ состоялось заседание секции «Святая Гора Афон в прошлом и настоящем: История. Богословское и аскетическое предание. Культура», посвященной 1000-летию первого письменного упоминания русского монашеского присутствия на Афоне.

Открыл заседание секции доклад игумена Дионисия (Шленова) (доцента Московской духовной академии, заведующего Греко-латинским кабинетом и Академической библиотекой) «Понятие “аватон” (ἄβατον) в христианской византийской литературе и монашеской традиции». В своем докладе иг. Дионисий развернул широкую панораму использования термина «аватон» с первых веков истории Христианства и вплоть до наших дней. Особое внимание было уделено употреблению этого термина византийскими церковными писателями. Детально была рассмотрена традиция недопущения лиц противоположного пола в византийские монастыри, каковую в последние столетия и принято обозначать термином «аватон» по преимуществу. Не меньшее значение иг. Дионисий придает и иному использованию слова «аватон» в византийской литературе, связанному с описанием вохождения к Богу и достижения высот созерцания. Таким образом «юридическое» значение рассматриваемого термина смыкается с «мистическим», что отражает подлинное призвание монаха и истинное значение монастыря как места единения с Богом и явления Бога, таинственного «места Божия». В конце своего доклада о. Дионисий (Шленов) указывает на то, что для византийской традиции не столько монастырь предстает как «аватон» (недоступный) для окружающего «мира», сколько «мир» воспринимается как «аватон» для избравших монашеский путь.

Следующий доклад секции был прочитан доктором исторических наук, проф. Михаилом Вадимовичем Бибиковым (главным научным сотрудником Института всеобщей истории РАН, заведующим кафедрой византийской и новогреческой филологии Филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова). Доклад «Афонская историография о начальной истории русского монашества: Иаков Неаскитиот и его “Афониада”» был посвящен одному из самых масштабных произведений афонской историографии XIX в. — «Афониаде» монаха Иакова Неаскитиота, составленной в середине позапрошлого столетия при непосредственном участии как духовника Русского монастыря Св. Пантелеимона, иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), так и наиболее ученых русских иноков этой обители, в частности, схимонаха Азарии (Попцова). Особое внимание докладчик уделил освещению в труде Иакова Неаскитиота событий начальной истории русского монашества. М.В. Бибиков также убедительно показал, что наиболее полный текст «Афониады» содержится в рукописи, хранящейся в Русском монастыре на Афоне.

Кандидат исторических наук Надежда Петровна Чеснокова (старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН) выступила с докладом «Русские художественные памятники XVII–XX вв. на Афоне», в котором не только проанализировала особенности иконописной традиции, преобладавшей на Святой Горе в указанный период, но и коснулась интересной страницы взаимоотношений Русского монастыря на Афоне и графа Н.П. Игнатьева, способствовавшего передаче в Свято-Пантелеимонов монастырь на Св. Горе и связанную с ним Ново-Афонскую обитель мозаичных икон, принадлежавших убиенному в 1881 г. императору Александру II.

Кандидат исторических наук Павел Владимирович Кузенков (доцент кафедры Истории Церкви Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель Сретенской духовной семинарии) в докладе «Финансовые аспекты истории Афона в Византийский период» рассмотрел весьма непростую и интересную тему финансирования афонских монастырей на протяжении всего византийского периода (а частично и в поствизантийское время). П.В. Кузенковым была предложена оригинальная система перевода денежного довольствия и проч. фигурирующих в византийских источниках сумм в современные российские рубли, что было призвано сделать более понятным истинный объем выделявшихся византийским обителям средств, однако вызвало живую дискуссию по окончании доклада. Особое внимание П.В. Кузенков уделил институту «адельфата», рассмотрев его в сравнении с др. подобными византийскими институтами.

Доклад кандидата филологических наук Людмилы Игоревны Щеголевой (старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН) «Житие Василия Нового: особенности рукописи афонского монастыря Св. Дионисия № 107» был посвящен одному из самых интересных памятников византийской агиографии X в., до сих пор не утратившему популярности в греческом и славянском православном мире. «Житие прп. Василия Нового» показано Л.И. Щеголевой как источник уникальных сведений по истории Византии рубежа IX и X столетий, при этом исследователь убедительно доказала, что список, хранящийся ныне в афонском монастыре Дионисиат, содержит древнейшую, наиболее близкую к авторской редакцию Жития, которую отражает также рукописная традиция славянского перевода.

Кандидат исторических наук Анна Борисовна Ванькова (научный сотрудник Института всеобщей истории РАН) в своем докладе «Жития и фиксация традиции: случай Афанасия Афонского и его Великой Лавры» рассмотрела начальный период истории монастырского строительства на Афоне, запечатленный в двух Житиях основателя Великой Лавры, прп. Афанасия, и разного рода уставных текстах, принадлежащих этому подвижнику. А.Б. Ванькова показала, в какой мере агиографы используют установления прп. Афанасия, и достаточно убедительно доказала, что так называемое «Житие B» является чрезвычайно важным, а отнюдь не второстепенным источником, и несет важную информацию о законоположениях основателя Великой Лавры.

Кандидат философских наук Ольга Олеговна Козарезова (заведующая кафедрой МПИ Св. Иоанна Богослова, руководитель программы «Педагогическое образование, обществознание и ОРКСЭ» кафедры культурологии МПГУ) выступила с докладом «Наследие Святой Горы Афон: Традиция исихазма в аскетике Василия Поляномерульского и Паисия Величковского», в котором рассмотрела особенности аскетического учения знаменитого друга и наставника прп. Паисия Величковского — прп. Василия Поляномерульского, в частности, его учение о борьбе с помыслами и значении в этом деле Иисусовой молитвы. О.О. Козарезова также указала на связь аскетической традиции двух русских подвижников — свв. Василия и Паисия — с афонскими духовными движениями той эпохи, в частности, с аскетикой так называемых «колливадов».

В докладе кандидата исторических наук Олега Алексеевича Родионова (старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, старшего преподавателя кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета ПСТГУ) «Прп. Никодим Святогорец: византийский богослов в эпоху Просвещения» было показано, что св. Никодим, несмотря на расхожее представление о нем как о редакторе и комментаторе чужих текстов, был оригинальным богословом, умело сочетавшим византийские традиции богословствования с лучшими достижениями греческой богословской мысли эпохи Туркократии. Решение многих важных богословских проблем, не потерявших своей актуальности до сего дня, у прп. Никодима всегда было основано на святоотеческом фундаменте; отличаясь невероятной для того времени эрудицией, святой использует в своих сочинениях и комментариях к издаваемым им текстам такие произведения византийской богословской и аскетической литературы, которые стали известны ученым лишь в последние десятилетия XX в.

Наконец, в последнем докладе секции — «Афон в пространстве массовой коммуникации (на примере греческих печатных и интернет СМИ начала третьего тысячелетия)»Ольга Алексеевна Богданова (редактор сайта Учебного комитета Русской Православной Церкви, аспирантка факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова) рассмотрела как современные афонские печатные издания, так и отражение «афонской тематики» в греческих церковных и светских печатных и электронных СМИ. В докладе, в частности, было показано, что всплеск интереса к Афону в греческих светских изданиях в 2016 г. пришелся на конец мая, когда Святейший Патриах Кирилл и Президент Российской Федерации В.В. Путин посетили Святую Гору; в целом же в настоящее время проблемы Афона занимают лишь малую часть информационного пространства Греции. Доклад О.А. Богдановой представляет собой первую (в России) попытку изучения афонской традиции печатных изданий и афонской тематики в пространстве массовой коммуникации.