Программа заседаний секции «Церковное пение», прошедших в ПСТГУ 20 и 21 января 2017 года в рамках XXVII Ежегодной богословской конференции, привлекла внимание разнообразной по составу аудитории слушателей: студентов, аспирантов, преподавателей университета, а также представителей сторонних учебных заведений и организаций. В целом обсуждению были предложены 26 докладов.
Активное участие в работе секции приняли видные музыковеды-исследователи: доктора и кандидаты искусствоведения, научные сотрудники, представляющие МГК им. П. И. Чайковского, РАМ им. Гнесиных, ГИИ, НАРКК и И Украины, ПСТГУ (всего 20 человек), а также молодые исследователи – аспиранты ПСТГУ (Е. Е. Гатовская, О. О. Серикбаева, Н. С. Марьясина, И. П. Корнилова), МГК им. П. И. Чайковского (Е. С. Гурская), РАМ им. Гнесиных (М. А. Савинкова), студент РАМ им. Гнесиных М. С. Мологин.
Тематика представленных докладов была разнообразной. Существенная часть ее по традиции посвящалась проблемам музыкальной медиевистики. Упомянем здесь выступления д-ра искусствоведения профессора З. М. Гусейновой (Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова), канд. искусствоведения доцента И. П. Шеховцовой (РАМ им. Гнесиных), научных сотрудников НИЦ Церковной музыки им. прот. Д. Разумовского МГК им. П. И. Чайковского – к. искусствоведения О. В. Тюриной, А. А. Лукашевича.
С результатами изучения ряда партесных рукописей познакомили слушателей д-р искусствоведения, в.н.с. Н. Ю. Плотникова (МГК им. П. И. Чайковского, ГИИ), к. искусствоведения, с.н.с. Н. В. Гурьева (НИЦ Церковной музыки им. прот. Д. Разумовского), к. искусствоведения, к. ист. наук И. В. Герасимова (РХГА, Санкт-Петербург). В русле данной проблематики находилась и тема доклада ст. преп. ПСТГУ аспиранта кафедры истории и теории музыки Е. Е. Гатовской.
Церковное пение, более широко – духовная музыка в том или ином историческом контексте рассматривались в докладах д-ра искусствоведения в.н.с. М. С. Рахмановой: «Пение в зарубежных приходах Русской Церкви в XIX веке», Е. С. Гурской – «Роль духовной музыки в становлении светских хоровых обществ Москвы в XIX веке», М. В. Артюшенко «Богослужебная жизнь Московского Донского ставропигиального монастыря в послереволюционные годы (1917-1925)», О. О. Серикбаевой «Великая вечерня в составе Всенощного бдения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине».
Ряд докладов был посвящен духовной музыке эпохи классицизма (Н. С. Марьясина), творчеству отдельных композиторов – Б. Галуппи (к. искусствоведения Е. Ю. Антоненко), М. С. Березовского (к. искусствоведения с.н.с. А. В. Лебедева-Емелина, М. С. Мологин), М. П. Мусоргского (к. искусствоведения доцент В. П. Павлинова).
Персоналии XX столетия, духовно-музыкальное творчество ряда композиторов этого времени составили предмет докладов к. искусствоведения доцента А. Б. Ковалева (АХИ им. Попова), кандидатов искусствоведения, доцентов МГК им. П. И. Чайковского Е. А. Николаевой и И. В. Висковой, аспиранта кафедры истории и теории музыки ФЦП И. П. Корниловой. Отдельные доклады содержали обращения к проблемам эстетики – «Об эстетике Ивана Ильина», к. искусствоведения доцент МГК им. П. И. Чайковского Т. Ю. Чернова, вопросам гармонии – «О принципах варьирования в гармонизациях архимандрита Матфея (Мормыля), к. искусствоведения доцент МГК им. П. И. Чайковского Т. А. Старостина, жанровой проблематике в связи со сферой духовной музыки XX века (А. Б. Ковалев, к. иск. доцент О. Л. Зосим – НАРКК и И Украины, Киев).
Рассмотрению значимых вопросов, связанных с практикой богослужебного пения, регентского мастерства были посвящены заключительные доклады второго дня работы секции – ст. преп. ПСТГУ, н.с. РАМ им. Гнесиных Е. Н. Садиковой, аспиранта кафедры истории и теории музыки А. А. Драмбян.
В целом программа работы секции «Церковное пение» была весьма интересной и насыщенной, по отзывам присутствующих, об этом же свидетельствовала и дискуссия, сопровождавшая, как правило, все выступления.