Заседания секции «Церковное пение» под руководством декана ФЦП протоиерея Алексей Емельянова прошли 22 и 23 января 2018 г. в конференц-зале на территории храма святителя Николая в Кузнецах.
В сравнении с первоначальным вариантом программы секции, включавшим 34 разнообразных по тематике доклада, состоявшаяся программа предстала несколько более сжатой: число выступивших на конференции в четырех ее заседаниях с докладами равнялось 29.
Состав выступавших был, как всегда неоднородным: в этом ряду объединились видные ученые, известные в области музыкальной науки своими глубокими и многочисленными трудами, – доктора и кандидаты искусствоведения, научные сотрудники – представители различных учреждений культуры и образовательных организаций, а также молодые исследователи – аспиранты и соискатели вузовских кафедр разного названия. Москва, Санкт-Петербург, Майкоп, Орел – вот ряд городов, представители которых приняли участие в заседаниях секции «Церковное пение» в качестве докладчиков.
Московские учреждения культуры и высшие учебные заведения – это МГК им. П. И. Чайковского, Российская академия музыки им. Гнесиных, Центральный государственный музей древнерусского искусства им. А. Рублева, Государственный институт искусствознания, Московский городской педагогический университет. Организации других городов – Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Орловский государственный институт искусств и культуры, Институт искусств Адыгейского государственного университета.
Проблематика первого заседания, по сложившейся традиции, была связана с областью исследования древнерусской музыки. Этому посвятили свои доклады кандидаты искусствоведения, научные сотрудники НТЦ церковной музыки МГК им. П. И. Чайковского О. В. Тюрина и И. В. Старикова, затронув следующие темы: «Особенности мелодической формульности в Евангельских Стихирах большого роспева»; «Византийский трактат “Святоградец” в архиве прот. Димитрия Разумовского». В продолжение прозвучали доклады доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского Корсакова З. М. Гусейновой и научного сотрудника Центрального государственного музея древнерусской культуры им. А. Рублева Л. В. Кондрашковой на темы: «Самогласны Стихираря минейного 2-й половины XVI века»; «Рукопись из Вологодского собрания РГБ № 140 со вторым прижизненным списком демественного многолетия Ивану Грозному», а также вызвавшие интерес аудитории доклады молодых исследователей Санкт-Петербурга и Москвы Е. М. Любченко, А. А. Тихомировой, М. В. Середы, О. О. Серикбаевой по темам:
«Многогласники в Стихираре ”Дьячье Око” из собрания Д. В. Разумовского, РГБ. Ф. 379 №№63-66»;
«Стихирарь “Дьячье Око” из собрания Д. В. Разумовского как объект для исследования лиц и фит знаменного роспева»;
«”Да молчит всяка плоть человеча” – уникальный памятник демественного многоголосия (по рукописи ГИМ. Син. Певч. 151)»;
«Особенности исполнения некоторых песнопений праздничной утрени в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине».
Различные стороны многообразной творческой и общественной деятельности прот. Д. В. Разумовского представили в своих докладах кандидат искусствоведения, доцент Российской академии музыки им. Гнесиных И. П. Шеховцова: «Малоизвестные страницы биографии прот. Димитрия Разумовского (к 200-летнему юбилею ученого)», аспирант ПСТГУ Т. В. Скирская: «Деятельность прот. Димитрия Разумовского в жизни научных обществ, комитетов, комиссий в эпоху Великих реформ».
Результаты исследования партесных сочинений Н. Дилецкого и В. Титова были изложены в докладах доктора искусствоведения, профессора кафедры теории музыки МГК им.П.И. Чайковского Н. Ю. Плотниковой и аспиранта ПСТГУ Е. Е. Гатовской: «Два концерта Н. Дилецкого Михаилу Архангелу: вопросы композиции»; «Концерты Василия Титова на тексты стихир вмч. Димитрию Солунскому».
Многие темы, представленные на конференции, раскрывались в историческом срезе. Такой аспект был свойствен, в частности, исследованиям кандидата искусствоведения Е. Ю. Антоненко (МГК им. П. И. Чайковского) – «Неизвестные произведения русской духовной музыки эпохи классицизма из собрания Берлинской государственной библиотеки»; доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника ГИИ М. П. Рахмановой – «Последний синодал: регент Николай Данилов»; кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника ГИИ А. В. Лебедевой-Емелиной – «Женское музыкальное образование в Российской империи в начале ХХ века и роль А. В. Никольского в его становлении»; кандидата искусствоведения Н. А. Потемкиной (РАМ им. Гнесиных) – «Значение Синодальных нотных богослужебных книг в современной церковно-певческой практике»; аспиранта ПСТГУ Н. С. Марьясиной – «Преждеосвященная литургия в творчестве русских композиторов конца XIX – начала XX века».
В ряде докладов акцент был сделан непосредственно на анализе нотных текстов: упомянем здесь доклады Е. Н. Садиковой, научного сотрудника РАМ им. Гнесиных, преподавателя ПСТГУ – «Варианты бытования авторских сочинений церковной музыки (на примере ”Покаяния” А. Веделя»; кандидата искусствоведения Н. Э Рыбаковой (ПСТГУ) – «Рукописи духовно-музыкальных сочинений П. Д. Самарина: опыт анализа». Содержанием докладов становились иногда отдельные теоретические вопросы: доктор искусствоведения, профессор ОГИК Л. В. Малацай: «Вопросы интерпретации духовных концертов А. А. Архангельского; кандидат искусствоведения, доцент МГК им. П. И Чайковского Т. А. Старостина: «Особенности обиходной гармонизации тропарных напевов Московской традиции».
Специфическа проблем региональной богослужебной жизни и особенности церковно-певческой практики были раскрыты в выступлениях коллег из республики Адыгея. Это темы доктора искусствоведения, профессора С. И. Хватовой (Адыгейский государственный университет, г. Майкоп) – «Культовые искусства в поликонфессиональных регионах: параллели и взаимодействия»; представителей того же университета Н. А. Даниловой – «Восстановление богослужебной и певческой деятельности Свято-Никольского храма станицы Кавказской Краснодарского края» и Д. В. Мерцева – «Возрождение воинских чинопоследований на Кубани (с участием Кубанского казачьего хора)».
Ряд докладов, завершивших работу секции «Церковное пение», был посвящен современной отечественной и зарубежной музыке:
О. С. Горюнова, преподаватель ПСТГУ – «Ю. М. Буцко. Творческий портрет композитора»;
Е. А. Николаева, кандидат искусствоведения, доцент МГК им. П. И. Чайковского – «Послание миру (о Третьей симфонии Н. Корндорфа)»;
И. В. Вискова, кандидат искусствоведения, доцент МГК им. П. И. Чайковского – « Духовные аспекты в творчестве современных польских композиторов»;
А. Б. Ковалев, кандидат искусствоведения, доцент АХИ им. В. С. Попова – «Русская литургия Родиона Щедрина “Запечатленный ангел”: загадка жанрового наименования».
Самое заинтересованное участие в дискуссии по темам выступлений приняли слушатели – студенты, аспиранты и преподаватели ПСТГУ, гости конференции.