1 /
Состоялось заседание секции «Церковное пение» на XXVI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ
PDF версия

Четыре заседания, посвященные проблемам музыковедения, прошли 20 и 21 января на Ежегодной богословской конференции ПСТГУ в рамках  секции «Церковное пение».

В работе секции приняли участие известные ученые и молодые исследователи, представители различных организаций Москвы (Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, Российская академия музыки им. Гнесиных, Государственный институт искусствознания, Государственный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, Православный Свято-Тихоновскитй гуманитарный университет) и других городов России: Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова), Костромы (Костромской государственный технологический университет), Орла (Орловский государственный институт культуры), Майкопа (Институт  искусств Адыгейского государственного университета).

В ряду гостей конференции присутствовали студенты 3 – 5 курсов и аспиранты кафедры истории и теории музыки ПСТГУ. На заседаниях прозвучали 26 докладов, вызвавших интерес слушателей и побуждавших к дискуссии.

По сложившейся традиции первое заседание обращалось к проблемам музыкальной медиевистики. С данной тематикой были связаны доклады д. иск. З. М. Гусейновой «Списки стихов покаянных в рукописях Троице-Сергиевой лавры» (СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова), научных сотрудников НИЦ церковной музыки им. прот. Д. Разумовского МГК им. П. И. Чайковского А. А. Елисеевой («Мелодические формулы византийского распева: введение в проблематику»), к. иск. И. В. Стариковой - «Древнерусские лица и византийские ипостаси». Материалам афонской экспедиции известного археолога, собирателя образцов древнерусского искусства П. И. Севастьянова посвящался доклад к. иск. И. П. Шеховцовой (РАМ им. Гнесиных).

Аспирант кафедры истории и теории музыки ФЦП О. О. Серикбаева сделала сообщение о результатах начальной стадии проведенного ей исследования церковно-певческих традиций Рижской старообрядческой Гребенщиковской общины и деятельности С. Бабицкого. Результаты расшифровки и анализа одной из неизвестных музыкальных рукописей представил доклад Л. В. Кондрашковой, научного сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева «Неизвестный образец русского безлинейного многоголосия – цикл пятиголосных пасхальных стихир из рукописи рубежа XVII – XVIII  вв.».

Второе заседание стало разнообразным по тематике. Проблемы исследования партесных рукописей затрагивались в докладах аспирантов кафедры истории и теории музыки ФЦП Е. Е. Гатовской (Особенности стиля Василия Титова на примере Концерта «Христе Боже наш, вольное распятие») и Н. С. Марьясиной (Певческий ряд Литургии Преждеосвященных даров в партесных рукописях XVIII века). Доклад д. иск.Н. Ю. Плотниковой «Партесное пение в Москве в XVII – XVIII вв.» содержал немало ценных исторических сведений о церковно-певческой традиции московских храмов указанного периода времени.

Исторический аспект рассмотрения темы составил также основу докладов к. культурологии Л. И. Сизинцевой «Церковное пение в Костромской епархии начала XX века (по страницам «Костромских епархиальных ведомостей»)», соискателя ГИИ О. Р. Глушковой «Московское Синодальное училище в 1880-90е гг. Вопросы музыкального образования», и в третьем заседании уже на следующий день - М. В. Артюшенко (Многопрофильный лицей «Школа на Донской»): «Церковное пение в Московском Донском монастыре в XIX – начале  XX в.».

Тщательно проведенное несколькими исследователями текстологическое и историческое изучение ряда авторских рукописей позволило им представить убедительные данные, уточняющие уже имеющиеся сведения об этих источниках: таковы были сообщения к. иск. А. В. Лебедевой-Емелиной (ГИИ) и к. иск. Г. М. Малининой (МГК им. П. И. Чайковского) – «Березовский и Галуппи – тайны рукописи из Sing-Academie», а также к. иск. Е. Ю. Антоненко (МГК им. П. И. Чайковского) – «Немецкая обедня Д. С. Бортнянского: история создания сочинения в свете новейших исследований».

Тема к. иск. Т. А. Старостиной (МГК им. П. И. Чайковского) – «О некоторых особенностях обиходных гармонизаций» затронула узкоспециальный музыкально-теоретический аспект, связанный с областью гармонии.

Второй день работы секции тоже был разноплановым по своему содержанию.

Так, опыт изучения духовно-музыкального наследия русских композиторов заинтересовал нескольких исследователей, став основой их докладов: д. иск. Л. В. Малацай, обратившейся к материалам архивов А. В. Никольского, д. иск. Е. Г. Артемову  - к творчеству и деятельности М. А. Гольтисона, аспиранта кафедры истории и теории музыки Н. Э. Рыбакову - к фактам биографии и духовно-музыкальному творчеству В. Ф. Комарова. О неизданном сочинении И. А. Гарднера – «Херувимской песни» рассказала Е. Н. Садикова, занимающаяся подготовкой  рукописи к публикации.

Сегодняшнему состоянию церковного пения в храмах, удаленных от центра России, был посвящен доклад д. иск. С. И. Хватовой «Православная певческая традиция в XXI столетии».

Вопросы жанровой классификации русской духовной музыки на рубеже XX – XXI вв. и панорамный обзор внелитургических жанров современной духовной музыки явились содержательной основой двух докладов: к.иск. А. Б. Ковалева (АХИ им. В. С. Попова) и д. иск. Н. С. Гуляницкой (РАМ им. Гнесиных). Обращение к персоналиям к. иск. И. В. Висковой и к. иск. Е. А. Николаевой, доклады которых были посвящены соответственно творческой деятельности и многохорным сочинениям М. Мельчевского, эпистолярному наследию Н. С. Корндорфа вызвали интерес аудитории и стали поводом к дискуссии. Весьма заметной «точкой» в программе явилась презентация восьмого тома фундаментального труда «Русская  духовная музыка в документах и материалах», осуществленная д. иск. М. П. Рахмановой (ГИИ).