В. А. Батурова
К. Е. Чемезова Е. А. Хрипкова Н. В. Бартельс
Экскурсия
А. А. Горматюк
Т.В. Колбасова
А. Майер-Гайгер
М. Л. Рубцова
Ю. В. Устинова
С. Л. Яворская
Е.Н. Заварина
В. В. Игошев
С. В. Иванова
А. Б. Пермиловская
Зал
1 /
Работа секции «Христианское искусство» прошла в рамках Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ
PDF версия Секция «Христианское искусство» работала два дня, 31 января и 1 февраля 2020 года, в Главном здании ПСТГУ. В заседаниях принимали участие как преподаватели, выпускники факультета церковных художеств, постоянные гости конференций ПСТГУ, так и новые участники.

Всего было заслушано 22 доклада ученых из России (Москва, Санкт-Петербург, Ростов Великий), Греции (Афины) и Германии (Бамберг). Заседания секции вела заведующая кафедрой истории и теории христианского искусства, заместитель декана факультета церковных художеств по научной работе, к. иск. А. А. Воронова. Доклады отсутствовавших участников были зачитаны на заседании.

Первый день заседаний открыл доклад к. иск. Е. А. Хрипковой (РГГУ), которая обратилась к уникальной иконографической программе мозаики апсиды оратория Теодульфа в Жерминьи-де-Пре, точнее к вопросу о ее датировке и прототипах.

Проблематику западного средневекового искусства продолжила К. Е. Чемезова (Государственный музей истории Санкт-Петербурга), подробно изучив вопрос о происхождении октагональной формы в соборе св. Олава в Тронхейме (Норвегия) в контексте европейской архитектуры XI-XII вв.

Русская тематика, тесно связанная с византийской на раннем этапе древнерусского искусства, была затронута в сообщении к. иск. С. М. Новаковской-Бухман (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) о редчайших ювелирных изделиях домонгольской Руси, представляющих собой образ Гроба Господня.

Русско-византийским связям в конечном счете были посвящены и размышления нашей выпускницы и сотрудницы кафедры реставрации ПСТГУ Н. Н. Нефедовой в поисках значения интересной иконографической детали (белого плата) в различных образах Богоматери.

Также наш выпускник, реставратор высшей категории, к. иск. А. А. Горматюк (ВХНРЦ им. Грабаря) рассказал об истории реставрации уникального произведения древнерусской живописи – Боголюбской иконы Богоматери XII века, в чем он лично принимал непосредственное участие на завершающем этапе.

Заседание второй половины дня открылось докладом аспирантки Е.С. Семеновой из Санкт-Петербурга на тему преемственности Ветхого и Нового Заветов в росписи церкви Богородицы Левишки в Призрене. Иллюминированные рукописи являются предметом изучения аспиранта Афинского университета Геворга Казаряна, предложившего вниманию слушателей варианты иконографии миниатюр с изображением святых Григория Просветителя, царей Абгара и Трдата из армянской рукописи 1313 г.

К. иск. Ю. Н. Звездина (Музеи Московского Кремля, ПСТГУ) обратилась к образу орудий страданий Христа на двух напрестольных крестах 1680-х годов из собрания Музеев Московского Кремля в контексте западноевропейских традиций того времени.

Тематика западного искусства была продолжена сообщением д.ф.н. А. Майер-Гайгер (Бамбергский Университет, Германия), посвященным истории возникновения ордена св. Андрея Первозванного. Обсуждение иконографии этого великого апостола поддержала наша выпускница и преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства ФЦХ ПСТГУ, работающая также в Центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева, Ю. В. Устинова, которая исследовала происхождение особого сюжета — распятие святого апостола Андрея в русском церковном искусстве и государственной символике Нового времени.

Древнерусская тематика продолжилась на утреннем заседании второго дня работы секции, которое началось с сообщения постоянного участника нашей секции д. иск. В. В. Игошева (Государственный НИИ реставрации) о его исследовании и новой атрибуции запрестольного («корсунского») креста из Переславль-Залесского музея. Ставрографическое направление завершилось докладом С. Л. Яворской из Домодедовского историко-художественного музея о значении большемерных семиконечных крестов и Распятий в меру Тела Христова во второй половине XVII века.

Далее последовала серия докладов успешных выпускниц нашей кафедры недавних лет. Искусствоведы бригады им. В. Д. Сарабьянова Московского художественного научно-реставрационного управления к. иск. А.-М. Л. Макарова и О. Е. Полушкина представили результаты своей работы по изучению росписей Смоленского собора Новодевичьего монастыря, а именно их авторского стиля в контексте реставрационных открытий 2017 - 2019 гг.

Выпускница сразу двух наших кафедр – церковного шитья и магистратуры кафедры ИТХИ – и аспирантка НИИ искусствознания Е.Н. Заварина (ВХНРЦ им. Грабаря, Золотошвейная мастерская Новодевичьего монастыря) привлекла внимание слушателей к проблеме датировки и программы декорации так называемого «саккоса патриарха Питирима» XVII в. из собрания Государственного музея-заповедника «Московский Кремль». Изучение сакрального пространства архитектуры нашло свое выражение в сообщении выпускницы кафедры ИТХИ В. А. Батуровой (НИИТИАГ), посвященном датировке Никольской церкви на Спасской улице во Владимире.

Д. иск. Баранова С.И. (ПСТГУ, РГГУ) ввела в научный оборот термин «Северо-двинская школа» в русском изразцовом искусстве, подтвердив бытование этого явления в своем исследовании. Доклад к. иск. С. В. Ивановой из Российского института истории искусств в Санкт-Петербурге был посвящен генезису особого явления сакральной иконографии – соотношению текста и изображения в священном образе, что было продемонстрировано на примере апокрифического Евангелия от Никодима в иконографии XVII-XVIII вв.

Работу дневного заседания второго дня секции открыл доклад д. культ. А. Б. Пермиловской (Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики Российской академии наук, Архангельск) о деревянных крестах в православной традиции Русского Севера и Арктики, продолжающий серию ее трудов о культуре Русского Севера. Затем состоялась презентация ее Биобиблиографического справочника — Анна Борисовна Пермиловская : биобиблиографический справочник. / сост. М. А. Смирнова; отв. ред., автор вступ. ст. Т.С. Злотникова; архив, фото А. Б. Пермиловская. Архангельск: ФИЦКИА РАН, 2018. 172 с., 124 ил.

Затем тематика заседаний переместилась в сферу позднего русского церковного искусства, начиная с проблем атрибуции икон и росписей в приделе св. Леонтия Ростовского в Успенском соборе Ростовского Кремля 1885 г. Н. М. Софонова, что было подробно проанализировано Т.В. Колбасовой (Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»). Ростовской живописи Новейшего периода было посвящено и сообщение к. и. н. Виденеевой А. Е. и М. Л. Рубцовой (Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, Ростов Великий) об интерьере Преображенского собора Спасо-Яковлевского монастыря в последней четверти XIX — начале XX века.

Завершил работу секции доклад Н. В. Бартельс из Научно-исследовательского института Российской Академии художеств о росписях Спасо-Преображенского собора в Арзамасе и малоизвестных страницах церковной живописи XIX века.

В целом заседания секции «Христианское искусство» прошли на высоком научном и профессиональном уровне, доклады исследователей вызывали неизменный интерес у слушателей, среди которых были как студенты ФЦХ ПСТГУ, так и коллеги из других музеев и научных учреждений. За выступлениями докладчиков зачастую следовало обсуждение и оживленная дискуссия, которая продолжалась в перерывах с чаепитием. В перерыве модератор секции А.А. Воронова провела экскурсию по мемориальному зданию Московского Епархиального дома с сообщением и презентацией о его истории и архитектуре.