Конференция открылась вступительным словом декана, профессора И. П. Рязанцева, который рассказал об исследовании студентов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, а также нескольких региональных вузов и духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, проводившемся в 2012 и 2018 гг.
Подводя итоги доклада, автор сделал выводы об универсализации ценностей современных российских студентов.
В докладе профессора, д. филос.н. В. И. Шамшурина (МГУ имени М. В. Ломоносова) «Язык, ценности и добродетели» был поставлен вопрос: как отличить добродетель от порока и какова в этом роль языка? В докладе был сделан акцент на том, что именно через слово мы узнаем добродетель и порок. Праздное, лукавое слово (разнящееся с делом) символизирует собой порок. В социологии это может учитываться при оценке ответов респондентов, которые иногда лукавы из-за стыда и различных страхов, в том числе, например, в признании своей веры. В качестве основных христианских ценностей автор доклада отметил любовь в ее таком высшем проявлении как милосердие в делах и свободу, которая не служит суете, а также отражается в слове и поступках.
В. Е. Семенов д. психол.н, профессор (НП "Центр политических и психологических исследований (ЦППИ), Санкт-Петербург) представил доклад «Ценностно-ментальные типы российской молодежи и студенчества», в котором показал современные ценностно-ментальные типы российского студенчества. Докладчик задался вопросом, в чем сходство этих типов с теми, которые были отражены в отечественной литературе, например у Ф. М. Достоевского.
Д.соц.н., профессор Ю. А. Зубок (ИСПИ РАН) в докладе «Культурное пространство молодежи: противоречия конструирования» представила данные из исследований, проведенных возглавляемым ею Центром социологии молодежи. Центральный тезис ее доклада: современная молодежь реализует жизненные стратегии, которые можно назвать и модернистскими, и консервативными по своему содержанию, творчески соединяя те и другие. Поэтому сегодня уместно говорить о гибридизации ценностных установок в сознании молодых людей.
Затем выступила д. полит.н., профессор М. М. Мчедлов (ФНИСЦ РАН) с докладом «Смысложизненные ценности и образы будущего России: взгляд молодежи», в котором акцентировала внимание на современной молодежной культуре.
Выступление к. соц.н., доцента И. В. Павлюткина (НИУ ВШЭ, ПСТГУ) было посвящено религиозности российской молодежи. Докладчик обратил внимание на то, как меняются цифры, свидетельствующие об уровне религиозности. Опираясь на данные известных исследовательских компаний, сегодня можно говорить о так называемой «мерцающей» религиозности. И. В. Павлюткин поставил вопрос о том, насколько адекватна методология исследований религиозности и валидны характеризующие ее показатели.
К. соц.н., профессор С. Д. Лебедев (НИУ БелГУ) сделал доклад «Функциональные особенности ценности религии в сознании современной российской молодежи», в котором представил данные о том, насколько в сознании современных молодых людей религия выступает как самостоятельная ценность.
Доклад кандидата богословия, к. филос.н., доцента С. А. Чурсанова (ПСТГУ) «Ключевые аспекты современного экологического сознания в свете христианского восприятия безличного мира» был посвящен богословскому осмыслению пантеистического, христианского и экологического сознания и взгляда на мир. В своем докладе автор затронул проблему отношений «Бог и мир» в этих трех системах ценностных координат, поставив перед слушателями такие серьезные богословские вопросы, как свобода человека и воля Божья, призвание индивида, его следование Промыслу Божьему. Одним из центральных тезисов доклада стало то, что христианство призвано преодолевать практическую мотивацию в отношении Бога и таким образом создавать условия для полноценной любви в мире.
Выступление к.ю.н. Л. Н. Васильевой (Институт законодательства и правоведения при правительстве РФ) «Конституционные ценности в мировоззрении молодежи» было посвящено поиску междисциплинарного подхода к изучению мировоззрения молодых людей, разбору основных понятий Конституции РФ, в которых заложены смыслообразующие характеристики российского народа и нации.
После перерыва работа продолжилась в двух секциях.
Исполнительный директор ИАЦ ПСТГУ, с. н.с. ФНИЦ РАН, к. соц.н. М. А. Подлесная сделала теоретический доклад «Социологические подходы в изучении российского образования: анализ теоретического дискурса». Докладчик рассмотрела современные теоретические подходы к системам образования. Ею были выделены как макро-, так и микросоциологические подходы, были рассмотрены деятельностный, системный, ситуационный направления исследования в области социологии образования.
Старший преподаватель кафедры общей социологии ФСН ПСТГУ, соискатель аспирантуры Института социологии ФНИСЦ РАН И. И. Козлов в своем докладе «Церковь в университете: casus belli или consensus omnium» обратился к изучению сравнительно нового явления – постепенному вхождению Русской Православной Церкви в пространство российского высшего образования. Докладчик выделил этапы этого процесса, показал палитру мнений университетских сообществ по этому вопросу, проанализировал содержание ключевых документов и представил данные о динамике отношения современного российского студенчества к Православной Церкви, Православию, в целом, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Доклад к.т.н., доцента С. В. Буянова (ПСТГУ) «Интегративные подходы в профилактике зависимостей в молодежной среде в условиях цифровизации» был посвящен проблеме зависимостей, в частности, был рассмотрен тезаурусный подход в выявлении интернет-зависимости.
Вопросы цифровизации и зависимости молодежи от «гаджетов» и Интернета были также рассмотрены в докладах к.г.н. Демидовой Е.Е. (МГУ имени М. В. Ломоносова) «Социальные аспекты цифровизации молодежной среды: норма и девиация» и к. г.н. Стариковой А.В. (ИГ РАН) «Географичкеский анализ деятельности молодежи в виртуальных и реальных средах».
Также прозвучали доклады А. В. Меркулова (Коломенская духовная семинария) «Этнокультурные доминанты в среде современной российской молодежи» и Т. С. Иномуддинова ( НГУ имени Н. И. Лобачевского) «Образ молодежи в современной России: варианты и противоречия».
В заключительном слове декан факультета социальных наук И. П. Рязанцев поблагодарил всех участников за интересные выступления и оживленную дискуссию, отметил, что подобные встречи являются вкладом в формирующееся на факультете социальных наук научное направление «Социология православия».