XXXI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ
Зимняя сессия (январь - февраль 2021 года)
«Историко-критический метод в библейской науке: проблема церковной рецепции»
Дата и место проведения
Дата: 04.03.2021 - 05.03.2021
Место проведения: Лихов переулок, дом 6, корпус 1 , аудитория 101, Zoom (очно-дистанционно)
Время проведения: 11:00-17:30
Руководитель: протоиерей Алексей Николаевич Емельянов
E-mail: db@pstgu.ru
Аннотация
Библейская секция ХХХI Ежегодной Богословской Конференции ПСТГУ посвящена проблеме церковной рецепции историко-критического метода в исследованиях Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.
Появившийся ещё в XVI веке в Западной Европе и широко распространившийся в XVIII–XX веках историко-критический метод в настоящее время прочно укоренился в библеистике, и без него стало немыслимо какое-либо научное изучение Библии. Однако приверженность этому методу вкупе с рациональным подходом к Писанию привели к тому, что библейские книги стали восприниматься академическим сообществом не более как часть Ближневосточной литературы. А полученные благодаря данному методу выводы и гипотезы (например, «Документальная гипотеза» происхождения Пятикнижия, основанная на работах В. де Ветте, Ю. Велльгаузена и др., или так называемый «поиск исторического Иисуса», начатый в трудах Д. Штрауса, Э. Ренана и проч.) вступили в противоречие с традиционными христианскими воззрениями на Библию. Это касалось и авторства библейских книг, и времени, и истории их написания, а через это и всей библейской истории, в том числе происхождения ветхозаветной религии и христианства.
Дореволюционные представители российской церковной науки (Ф.Г. Елеонский, П.А. Юнгеров, В.П. Рыбинский, прот. Н. Елеонский, Н.Н. Глубоковский и многие другие) ответили на критические гипотезы западных исследователей рядом апологетических трудов, в которых (в том числе с помощью того же историко-критического метода) отстаивался традиционный взгляд на Св. Писание. Вместе с тем ряд церковных отечественных ученых ХХ века (А.В. Карташов, прот. Алексей Князев, прот. Александр Мень и др.), восприняли многие идеи, связанные с историко-критическим подходом к Библии. И, в целом, в отечественной церковной науке последних ста лет наблюдается тенденция к переходу от радикального неприятия критических гипотез к признанию отдельных выводов и предположений библейской критики. Однако, в свою очередь, эта тенденция некоторыми православными богословами оценивается как отступление от церковного понимания Св. Писания. Поэтому до сих пор в Православной Церкви вопрос о применении историко-критического метода при изучении Библии остаётся открытым и требует дальнейшей разработки и обсуждения.
В связи с этим на планируемой секции предполагается обсудить, в частности, следующие вопросы:
- Каковы границы применения историко-критического метода при изучении Св. Писания? Что делать, если результаты, полученные в историко-критическом исследовании Св. Писания, входят в очевидное противоречие с тем пониманием Библии, которое существует в церковной традиции?
- Можно ли сочетать историко-критический метод с подходом, принятым в святоотеческой экзегезе?
- Как применение историко-критического метода соотносится с тем ключевым суждением Церкви, что Писание богодухновенно, что оно есть Слово Божие?
- Как применение этого метода соотносится с тем, что в Библии описываются многочисленные чудеса (сверхъестественные события), которые по определению выходят за рамки данного метода?
- Имеются ли положительные (с точки зрения церковной традиции) примеры (в настоящем и прошлом) применения историко-критического метода при изучении Библии?
- Какие есть отрицательные (с точки зрения церковной традиции) примеры применения историко-критического метода при изучении Библии?
- Допустимо ли (и, если да, то в каком объеме) использование историко-критической (позитивистской) методологии при изучении Священного Писания в базовых курсах духовных школ?
Приглашаем всех заинтересованных в этой проблематике исследователей принять участие в работе секции. Приветствуются доклады как анализирующие и обобщающие опыт прошлого, так и представляющие новые, оригинальные наработки. Выступления могут быть посвящены частным примерам применения историко-критического метода при изучении отдельных библейских книг, но также возможно обращение к общетеоретическим вопросам.
Программа
4 марта
Утреннее заседание 11:00-13:30
- Священник Алексей Андреев, к. ф. н., ст. преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ
Историко-критический метод в контексте теории «научных революций» Т. Куна. - Вевюрко Илья Сергеевич, к. ф. н., доцент Богословского факультета ПСТГУ
Матитьяху Цеват (1913-2010) о критерии здравого смысла в библейской критике. - Протоиерей Александр Прокопчук, магистр теологии, ст. преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ
Методология использования западных авторов в комментариях на Четвероевангелие Толковой Библии под редакцией А. П. Лопухина и его преемнико в. - Сухова Наталья Юрьевна, д. и. н., д. церковной истории, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ
«Пила высшей критики» в интерпретации русской библеистики первой половины XIX в.: протоиереи Герасим Павский и Стефан Сабинин. - Таланкина Мария Владимировна, ст. преподаватель кафедры теологии ПСТГУ
Историко-критический метод и сотериологическая библеистика в парадигмах научности Нового времени.Дневное заседание 14:30-17:30
- Кашкин Алексей Сергеевич, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой библеистики Саратовской духовной семинарии
Концепция девтерономической истории как положительный пример применения историко-критического метода. - Лаврентьев Андрей Валентинович, к. ф. н., доцент Института лингвистики и межкультурной коммуникации Первого МГМУ им. И. М. Сеченова; доцент Российского Православного Университета им. св. Иоанна Богослова
Проблема происхождения Пятикнижия в трудах Рольфа Рендторффа (1925-2014). - Ложкин Александр Валентинович, магистр теологии, преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ
Историческая достоверность рассказа об умерщвлении израильских младенцев (Исх 1. 15-22): аргументы Ф. Г. Елеонского против отрицательной библейской критики. - Диакон Николай Серебряков, канд. геол.-мин. н., ст. преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ
Актуальны ли труды отечественных библеистов 2-ой пол. XIX – нач. XХ вв. для современных библейских исследований (на примере критики Документальной гипотезы происхождения Пятикнижия)? - Иеродиакон Феофан (Федосеев), аспирант ОЦАД, к. эконом. н., преподаватель Центра подготовки церковных специалистов Владивостокской епархии
Сочетание Священного Предания Церкви и историко-критического метода: опыт построения методологического подхода (на примере предания о LXX толковниках и св. прав. Симеоне Богоприимце). - Протоиерей Александр Тимофеев, заведующий Библейским кабинетом МДА
Археология между Библейским минимализмом и максимализмом: поиск Израильского государства X в. до Р.Х.
5 марта
Утреннее заседание 11:00-13:30
- Небольсин Антон Сергеевич, доктор богословия, профессор кафедры библеистики ПСТГУ
Экзегетическое значение текстологии (на примере Откровения Иоанна Богослова). - Ковшов Михаил Всеволодович, кандидат богословия, доцент кафедр библеистики Московской Духовной Академии и Перервинской духовной семинарии
Библейская критика или литературный анализ? К вопросу о методе в современных исследованиях Священного Писания. - Протоиерей Олег Мумриков, канд. богословия, и.о. завкафедрой библеистики МДА, доцент каф. педагогики Историко-филологического факультета ПСТГУ, доцент Коломенской духовной семинарии
Библейский Шестоднев как благовестие. - Иеромонах Ириней (Пиковский), аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, преподаватель Сретенской духовной семинарии
Между теологией и «критикой текста» в толковании на Псалмы Ганса-Иоахима Крауса. - Архимандрит Сергий (Акимов), доктор богословия, ректор Минской духовной академии, профессор кафедры библеистики и христианского вероучения Института теологии БГУ
Отношение к историко-критическому методу изучения Ветхого Завета в контексте учения о богодухновенности Священного Писания.Дневная сессия 14:30-17:00
- Протоиерей Дмитрий Юревич, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии
Демифологизация библейской науки в русском богословии: от Н.Н. Глубоковского через А.В. Карташева к митрополиту Илариону (Алфееву). - Священник Михаил Самков, кандидат богословия, STL, ст. преподаватель кафедры библеистики и богословия Минской духовной академии
Теория релевантности и библейская экзегетика. - Сизиков Александр Владимирович, к. филол. н., и.о. зав. кафедрой библеистики СПбГУ
Vox Christi в Псалме 21. Текстология и традиция. - Протоиерей Ростислав Снигирев, доктор богословия, доктор философии, профессор, Киевская Духовная Академия
Канонический подход к истолкованию Священного Писания как возможность снятия реальных и мнимых противоречий между святоотеческой экзегезой и историко-критическим исследованием Библии. - Коротков Петр Александрович, к. э. н., ст. преподаватель кафедры библеистики МПДА
О значении Предания в понимании Слова Божия в православной и критической парадигме библейского исследования.