21.01.2022 года Главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в рамках ХХХII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ состоялось заседание секции аспирантов и молодых ученых кафедры педагогики «Актуальные вопросы современной педагогической науки в контексте православной традиции».
В работе секции принимали участие преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты педагогического направления историко-филологического факультета. Часть гостей и докладчиков присутствовала удаленно.
Руководителем секции выступила доцент кафедры педагогики, руководитель образовательной программы аспирантуры, кандидат педагогических наук Антонина Владимировна Агеева.
На секции было представлено 10 докладов. Открылось заседание сообщением аспирантки 1 года обучения Светланы Юрьевны Демидовой «Индивидуально-типологические особенности обучаемости младших школьников с интеллектуальными нарушениями развития». В своем выступлении Светлана Юрьевна рассмотрела понятие обучаемости, его показатели (например, темп освоения нового материала и прочность его сохранения, гибкость перехода к новым формам и способам действия и т. д.), коснулась проблем обучения детей с различными интеллектуальными нарушениями и высказала предположение об эффективности метапредметного подхода к обучению при работе с детьми, имеющими особенности развития. Докладчице были заданы вопросы о возможных формах обучения детей в условиях применения метапредметного подхода. По мнению выступавшей, одной из самых удобных форм его реализации является надомное обучение.
Аспирантка 4 года обучения, Наталья Владимировна Смекалина, познакомила присутствующих с результатами многолетнего исследования, посвященного развитию коммуникативных умений современных младших школьников, в том числе на уроках основ православной культуры. В ходе исследования проверялись общие навыки коммуникации (такие, как умения оформлять свои мысли в виде устного и письменного текста, уметь воспринимать текст на слух и задавать вопросы к нему и т.д.) Кроме того, отдельно были выявлены и зафиксированы наиболее значимые коммуникативные умения для детей младшего школьного возраста, связанные с восприятием информации и навыками ориентации в ситуации общения. Представленные результаты позволили наглядно увидеть уровень межличностной коммуникации в среде современных младших школьников отдельно взятого учебного заведения, а также сформулировать рекомендации по их совершенствованию.
В докладе Дарьи Дмитриевны Кочкиной «Приходская образовательная среда: понятие, содержание и структура» были рассмотрены различные подходы к интерпретации понятия «образовательная среда» – педагогический, культурологический, коммуникативно-ориентированный и другие. Религиозной целью взаимодействия субъектов внутри приходской среды, по мнению докладчицы, является совершенствование духовной жизни в таинственном общении с Богом. Дарья Дмитриевна коснулась вопросов структурирования и развития благоприятной приходской среды, а также существования образовательной приходской среды в социокультурном контексте Церкви. Среди особенностей образовательной среды были отмечены наличие в ней разнообразных локальных сред, открытый характер, многофункциональнось и др.
Старший преподаватель кафедры педагогики Екатерина Александровна Ивлянова посвятила свой доклад «Использование письменных упражнений на уроках Закона Божия и церковнославянского языка в воскресной школе» педагогическому наследию Афанасия Федоровича Соколова, известного своими работами в области методики преподавания Закона Божия и церковнославянского языка. В частности, в докладе были рассмотрены рекомендуемые А. Ф. Соколовым письменные упражнения, предназначенные для более углубленного изучения детьми Священного Писания Нового Завета и основных молитв. Екатерина Александровна рассмотрела виды упражнений, предлагаемые автором учебного пособия, отметила, каким образом можно применять их в образовательном процессе современной воскресной школы и поделилась собственным опытом использования учебного пособия А. Ф. Соколова «Письменные упражнения по Закону Божию в начальной школе. Священная История Нового Завета и молитвы». Докладчице были заданы вопросы о целесообразности применения письменных упражнений в воскресной школе и о возможных негативных сторонах такого опыта. По мнению Е. А. Ивляновой такие упражнения вполне применимы и полезны при условии соблюдения общих дидактических принципов.
Сообщение аспирантки 3 года обучения Ирины Валерьевны Забегайловой затрагивало проблему аксиологии детства в трудах представителей педагогики русского зарубежья. Аспиранткой была выявлена и описана иерархия ценностей, представленная в работах прот. В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева, прот. Г. В. Флоровского и других мыслителей. Ирина Валерьевна выделила первичную и ведущую ценность, «частичные абсолютные ценности» (по Н. О. Лосскому), общезначимые ценности и содержательные характеристики личности. А также, на основе приведенной иерархии, разобрала взгляд философов русского зарубежья на добродетели – положительные моральные свойства личности, определенные черты ее сознания и поведения.
Выступление гостя кафедры педагогики, магистранта Псковского государственного университета Егора Андреевича Власова «Четыре среды воспитания и их роль в развитии личности ребенка (на примере архим. Иоанна Крестьянкина)» было посвящено средовому подходу и влиянию социокультурного воспитания на развитие личности. В качестве примера и источника автором был выбран жизненный путь архим. Иоанна (Крестьянкина). В своем докладе Егор Андреевич дал краткое определение понятию «социокультурная среда», выделил четыре составляющие: социокультурная воспитательная семейная среда, церковно-приходская среда, уличная среда, учебно-образовательная среда. На основе биографических и автобиографических материалов архим. Иоанна (Крестьянкина), а также сопутствующих источников, были выявлены особенности влияния каждой из упомянутых сред на формирование его личности и сделан вывод о значимости совокупного влияния сред на формирование мировоззрения человека.
Аспирантка 2 года обучения, Ольга Валентиновна Золотарева, представила доклад на тему «Анализ причин возникновения православных гимназий в образовательном пространстве г. Москвы в 90-х гг. ХХ в.». В своем выступлении Ольга Валентиновна упомянула о законодательных изменениях в области образования, произошедших в 90-е гг. ХХ века и давших толчок возрождению православных школ, рассказала о развитии сектора негосударственного (частного) образования, к которому в тот период в основном относились православные школы. Затем докладчица привела собственную классификацию православных школ: по учредительству и по замыслу, а также разобрала существующие модели современных православных школ и сделала заключение о том, что процесс их формирования и развития на данный момент не закончен.
Тему функционирования религиозных учебных заведений продолжила аспирантка 3 года обучения Анна Владимировна Крат. Ее доклад «Воспитание в процессе обучения: опыт католических школ Германии» был посвящен зарубежному опыту деятельности конфессиональных школ. В процессе исследования Анна Владимировна проанализировала официальные сайты германских католических школ, а также ресурс Конференции епископов Германии. Внимание слушателей было акцентировано на ключевых особенностях католических школ: педоцентричности, целостности формирования мировоззрения ребенка, активной родительской среды. В дополнение к сказанному аспирантка представила структуру популярного в бесплатных католических школах проекта обучения «Marchtal Plan», включающего в себя так называемый «утренний круг», «тихую работу», «сетевое обучение» и другие компоненты.
Татьяна Михайловна Калинина, обучающаяся на 2 курсе аспирантуры, посвятила свой доклад теме становления и развития религиозного образования в Финляндии. В сообщении были отражены хронологические этапы возникновения и введения в школьную систему религиозных учебных предметов, развитие религиозного образования в условиях многоконфессиональной и мультикультурной среды. Была представлена универсальная модель современного религиозного образования в Финляндии и озвучены ее отличительные особенности. Татьяна Михайловна обратила внимание на содержание «Акта религиозной свободы» – документа, регламентирующего в том числе право граждан на религиозное образование и процедуру его получения, а также на структуру школьного учебного плана религиозного образования (единого для всех конфессий) и особенности подготовки учителей, ведущих религиозные дисциплины.
С заключительным обзорным докладом «Развитие теологического образования в Европе в XIX веке» выступила магистрантка 1 курса Валерия Валерьевна Финогенова. Докладчица коснулась вопросов развития догматического учения в католической Европе, а также становления религиозных учебных и учебно-воспитательных заведений разного уровня в Италии и Англии. В качестве примеров Валерией Валерьевной были приведены появление Оксфордского движения (трактарианское движение); первый в Италии детский сад, созданный по проекту священника Ферранте Апорти; народные школы в протестантской Англии.
Заключительное слово участникам конференции произнесла доцент кафедры педагогики, канд. пед. наук А. В. Агеева. Она поблагодарила выступающих и слушателей и пожелала всем успехов в начинающемся учебном семестре.
Согласно спискам регистрации и данным СДО, на заседании секции присутствовало более 40 человек.