Н. Ю. Сухова
Прот. Павел Хондзинский
1 /
Состоялась конференция "Загадка синодальной эпохи в истории Русской Церкви: взгляд через века"
PDF версия

В рамках XXVII Ежегодной международной Богословской конференции 2 декабря 2016г. состоялась конференция "Загадка синодальной эпохи в истории Русской Церкви: взгляд через века".

Н. Ю. Сухова. Святитель Филарет и духовно-учебные реформы 1860-х гг.: загадка непонимания.
Докладчик проследила историю взаимоотношений духовно-академических кругов и представителей синодальных структур в последние годы жизни свт. Филарета. Была предпринята попытка понять суть противоречий между теми решениями, которые были приняты в рамках реформирования духовной школы в 1860-е гг. и теми идеями, которые высказывал свт. Филарет в течение 1850-1860-х гг. Предпринятые реформы во многом разрушали концепт "духовной учености", а также подрывали генетическую связь "духовной учености" и монашества, важную для свт. Филарета. Однако нельзя сказать, что его идеи ничто из чаяний святителя не было реализовано в течение реформ 1860-х гг. Делателями богословской науки стали во много выпестованные им "монахи в миру" - профессора духовных академий, посветившие свою жизнь служению Церкви наукой.

Прот. Павел Хондзинский. Наследие святителя Филарета в контексте русской богословской традиции
Доклад отца Павла представлял собой попытку обобщение значения личности свт. Филарета для русского богословия. Для богословия святителя был характерен "библеизм", который он унаследовал от арх. Феофана Прокоповича, а также который сближал его с богословской традицией Киевской традиции и "платонизм", который он воспринял через традицию "русского августинизма" XVIII в. Все эти мотивы выявились в экклесилогии свт. Филарета, которая явилась наиболее близкой к той, что была сформулирована блж. Августином и явилась прорывом в истории русского богословия. .

В. К. Шохин. Богословие рассуждает: из эпистолярного наследия святителя Филарета
Докладчик поделился своими впечатлениями от знакомства и работы с эпистолярным наследием свт. Филарета. Отталкиваясь от двух крайностей - идеализации и, напротив, одностороннего выявления лишь негативных сторон его деятельности, докладчик показал осторожное и утонченное понимание святителем насущных богословских вопросов..

Н. А. Маркова. Большая академическая семья святителя Филарета
В докладе Н. А. Марковой был представлен рассказ о генеалогическом древе свт. Филарета, и, прежде всего, о тех его ближних и дальних родственниках, которые не без его участия оказались в стенах Московской духовной академии. Святитель пытался с одной стороны помочь своим близким, с другой окружить себя доверенными лицами. Прежде всего, речь шла о его племянниках и их потомках. Таким образом, к 1860-1870-м гг. в тех или иных родственных связях со свт. Филаретом находились до половины профессоров..

II заседание.

Перед началом второй секции А. И. Яковлев рассказал о результатах "филаретовской анкеты" - опроса, проведенного среди студентов богословского и исторического факультетов ПСТГУ..

Г. В. Бежанидзе. Святитель Филарет и Святейший Синод
Докладчик проследил историю взаимоотношений свт. Филарета с синодальными инстанциями в период его предстоятельства на Московской кафедре. Были выявлены ключевые черты свт. Филарета как церковного администратора, а также показаны причины его незаменимости в качестве члена Святейшего Синода. Как участник церковного управления, святитель характеризовался отсутствием властных амбиций, но вместе с тем, умением работать быстро, а также видеть суть проблемы. Именно поэтому он стал крупнейшим авторитетом в области решения задач общецерковного масштаба..

А. В. Соколов. Вопрос о финансировании государством "Ведомства Св. Синода" после Февраля 1917 года
Доклад А. В. Соколова был посвящен судьбе Св. Синода после того, как монархический строй в России был официально упразднен. Докладчик показал объемы финансового потока, которым располагало "Ведомство Св. Синода", изменение этих объемов, а также осветил проблему "правопреемничества" капиталов "Ведомства", актуальную уже после октябрьской революции. Был выявлен парадоксальный факт, того, что уже после захвата власти большевиками и вступления в силу декрета об отделении Церкви от государства, церковные инстанции могли получать финансирование от государственных органов в силу, например, имевшихся задолженостей. .

А. Б. Головкин. Архитектура приходских православных храмов Российской империи в эпоху просвещенного абсолютизма
Докладчик сфокусировался на храмах ярославской епархии времен Екатерины II. Были наглядно продемонстрированы образцы, была показана типовая траектория развития архитектуры храма в эту эпоху: доминировала трехчастная модель: храм, трапезная часть, колокольня. При этом зачастую к старым храмам (обладавшим только первой частью) последовательно пристраивались сначала трапезная, а затем и колокольня. .

М. В. Артюшенко. "Роль московской синодальной конторы в управлении ставропигиальными монастырями"
М. В. Артюшенко в своем докладе рассказала об истории этого синодального учреждения, на конкретных примерах раскрыла положительное влияние конторы на внутреннюю жизнь московских ставропигиальных монастырей, а также показала неоднозначность их положения в синодальную эпоху. В частности были показаны механизмы работы монастырей в поле имущественных отношений, вопросы аренды монастырских земель прилежащих непосредственно к монастырским стенам и с течением времени и роста Москвы, перемещавшихся все ближе к центру города.