1 /
Участники секции «Земля Российская» обсудили отечественные духовные и культурные традиции
PDF версия

31.01.2022 в рамках XXXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ прошла работа секции «Земля Российская: православные традиции, культура и духовные ценности в освоении и развитии страны».

На секции были обсуждены вопросы, связанные с философским, богословским и религиоведческим осмыслением духовно-культурных скреп российского общества, православно-культурного наследия в освоении территории России.

Открыл работу секции Гуня Алексей Николаевич, доктор географических наук, профессор ПСТГУ, ведущий научный сотрудник Института географии РАН докладом «Богословские аспекты освоения территории и формирования духовного пространства России».

Кандидат географических наук, старший научный сотрудник географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Маркова Ольга Ивановна в своем выступлении («Российская православная традиция культурного ландшафта и возможности её сохранения и восстановления») отметила, что при освоении российских пространств за века господства православной веры в различных природных условиях выработался особый тип культурного ландшафта, доминантой в котором являлся православный храм. Колокольни, помимо внешней красоты и доминирования в культурном ландшафте, имели стратегическое и информационное значение; со временем они становились всё более высокими, как и здания наиболее значимых храмов. В российских землях сложилась особая структура городских и сельских поселений, связанная с жизнью различных сословий. В настоящее время при все более высокой концентрации населения в городах произошла смена архитектурных доминант, ландшафт становится все более техно-индустриальным, а затем постиндустриальным и бездуховным. Природные элементы ландшафта все более подавляются; в наиболее выгодном положении находятся уединенные монастырские комплексы, в наименее выгодном – островки мегаполисов с сохранившимися и восстановленными памятниками культурных ландшафтов, которые необходимо поставить на государственную охрану.

Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой миссиологии ПСТГУ Ефимов Андрей Борисович выступил с докладом «Миссионерское освоение территории России».

Редкозубов Андрей Дмитриевич, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, в своем выступлении («Казачество как одна из духовно-культурных скреп российского общества») обозначил вопросы возникновения казачества и его роли в истории России вплоть до наших дней, имея в виду прежде всего духовную сторону этого явления. Докладчик говорил о том, что феномен казачества, присущий в своем наивысшем проявлении именно российской истории, в значительной степени определил не только границы Российской империи, но и сыграл заметную роль в формировании русского народа в целом. Если на этапе возникновения и самостоятельного развития казачества основная его задача сводилась к элементарному выживанию в близком взаимодействии с мощными и агрессивными соседями прежде всего с востока и юга, то впоследствии оно встало на защиту границ государства российского и сыграло важную роль в расширении этих границ.

Затем выступил представитель Болгарской Православной Церкви, доктор истории и теории литературы, клирик храма пророка Илии, г. Шумен (Болгария) священник Николай Петков («Формирование русской духовной и политической идентичности во второй половине XVIII века»). Он предложил свой взгляд на место священнослужителя Феофана Прокоповича в интеллектуальном окружении Петра Великого, на создание Санкт-Петербурга и на культурную трансформацию различных европейских влияний, формирующих русскую духовную и политическую идентичность во второй половине XVIII века. Через мифопоэтический образ Медного всадника докладчик поставил цель проследить «сюжеты» Петра I, в которых соединяются произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского и Иосифа Бродского.

Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Фетисенко Ольга Леонидовна («“Больные места” церковной жизни России XIX века в осмыслении Кохановской (Н. С. Соханской)») отметила, что художественное, публицистическое и эпистолярное наследие Кохановской (Н. С. Соханской; 1823–1884), писательницы близкой к славянофильскому кругу, дает богатый исторический материал, порой обнаруживающий множество параллелей с нашим временем. В полной мере это относится и к представленной в ее творчестве церковно-общественной тематике. В докладе речь шла главным образом о статьях 1860-х гг. (одна из них по цензурным соображениям не была издана при жизни автора), в которых глубоко любящая Церковь мирянка откликается на поразившие ее случаи, приоткрывающие духовное неблагополучие «ведомства православного исповедания».

Затем с докладом «Религиозная драма русских художников-передвижников» выступил доктор философских наук, доктор богословия, профессор ОЦАД Катасонов Владимир Николаевич.

Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья (Москва) Ермишина Ксения Борисовна («Философская переписка братьев Трубецких из архива О. Н. Трубецкой. Философия и богословие в эпоху до русского религиозного возрождения нач. 20 в.») представила книгу «Из архива кн. Ольги Николаевны Трубецкой. Философская переписка братьев Трубецких» (М., Синаксис, 2021), в которой впервые представлены письма братьев Трубецких. Докладчик отметила, что переписка братьев – уникальный сборник архивных материалов, которые проливают свет на истоки богословско-философского творчества С. и Е. Трубецких. Это – уникальное свидетельство «канунной» России, она показывает истоки зарождения философско-богословского возрождения, победы над позитивизмом и, одновременно, обнажает многие острые проблемы церковной жизни того времени.      

Павлюченков Николай Николаевич, кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент ПСТГУ выступил с докладом «Святитель Тихон Задонский как феномен русской святости».

В докладе доктора философских наук, профессора РУДН Нижникова Сергея Анатольевича («Вл. Соловьев и Ф. Достоевский: общечеловеческое или всечеловеческое?») говорилось о том, что обычно Владимир Соловьев рассматривается как единомышленник Ф. Достоевского. Однако, по мнению докладчика, анализ показывает принципиальные расхождения, и касаются они, прежде всего, понимания русской идеи, соотношения национального и универсального. Если Соловьев исходил из примата всеобщего, общечеловеческого (подменяя его западным, католическим), то Достоевский восходил к нему (всечеловеческому) через национальное, не принося его в жертву. Достоевский исходил из православного персонализма, Соловьев — из пантеистического платонизма и гегельянства. 

Кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского художественно-промышленного института Татьяна Александровна Чикаева («С.Л. Франк О любви к Родине как о служении святыне и пути к совершенствованию») рассмотрела творческое наследие С. Л. Франка в аспекте подтверждения и развития тезиса русской философии о том, что Родина есть духовная сущность, высшая ценность, необходимая для дальнейшего развития и совершенствования человека. Целостность человека как духовно-материального объекта позволяет говорить о том, что всеобщая идея Родины отражается в понятии «национальной Родины», познание которой происходит через приобщение к ней, внутреннее овладение всей полнотой ее жизненных проявлений. Из сущности Родины и любви следует также преодоление противоречия между всеобщими ценностями, ценностями патриотизма и ценностями индивидуальной личности. Согласно Франку, «Я» и «Мы» утверждены в Боге, а человеческое общество – «живой сложный иерархический организм», которому наличие патриотического сознания позволит сделать шаг вперед на пути к совершенствованию.

Выступивший на секции научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова Ерёмченко Евгений Николаевич («Цифровизации в России: исторический экскурс») дал обоснование кибернетического и семиотического определения цифровизации как сложной идеологии, включающей в себя, в частности, концепции «цифровой экономики» и «Больших Данных». Предложенный подход, отметил докладчик, позволяет выявить попытки организации «цифрового» управления в истории России (эпохи Рюриковичей и Романовых), подвести их итоги, обусловленные самой природой цифрового восприятия реальности. В докладе анализировались примеры предвосхищения будущей концепции «Цифровой Земли» (неогеографии) в русской и российской культуре XIX-XXI вв., выявлялась и обсуждалась их парадоксальная особенность.

Затем выступил магистр теологии, преподаватель ПСТГУ Тихонов Вячеслав Евгеньевич («Особенности представления об Образе Божием в человеке в философии свящ. Павла Флоренского»).

Доктор философских наук, профессор РУДН Аникеева Елена Николаевна («Критический анализ презентации Дж. Клайном русского философского наследия (К. Леонтьев, Н. Федоров, Л. Толстой)») затронула тему наследия Клайна Джордж Луи (1921-2014) — американского философа, специалиста по русской философии, критика, переводчика, автора более 300 публикаций, многие из которых переведены на русский, французский, немецкий, японский, корейский, сербскохорватский и другие языки.

В выступлении кандидата философских наук, доцента ПСТГУ Резвых Татьяны Николаевны («Теория познания Николая Гартмана и русская философия: к постановке проблемы») были проведены параллели между онтологией Николая Гартмана и онтологизмом русской философии (С. Л. Франк, Н. О. Лосский). Онтология Гартмана возникла на рубеже 19-20 вв. на почве поворота к онтологии, путем  синтеза   идеализма  и трансцендентализма. На этом основании Гартман называл свою онтологию «критическим реализмом», «критической онтологией». Критическая онтология должна, с одной стороны, исходить из того, что познание познает трансцендентное бытие, а с другой - обосновать новую искомую сферу – общую для бытия и познания. В онтологии Гартмана происходит возрождение того онтологизма, к которому апеллировала русская философия, прежде всего, в лице сторонников интуитивизма.

Священник Игорь Анатольевич Иванов, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, главный редактор научного журнала «Труды и переводы» СПбДА. («Протоиерей Иоанн Кулыгин и румынский исихазм в 1940-е гг.») рассказал о движении «Неопалимая купина», которое возникло в середине 1940-х гг. в Анфимовском монастыре в Румынии. Одним из основателей этого движения был прот. Иоанн Кулыгин, русский эмигрант, привезший с собой икону «Неопалимая купина», которая и вдохновила участников встреч в Анфимовском монастыре назвать движение в ее честь. Отец Иоанн Кулыгин был носителем традиций Оптиной пустыни. Его духовный опыт нашел живой отклик в среде монахов и мирян, сплотившихся в ходе встреч движения «Неопалимая купина», которое стало ярким событием в румынском духовном возрождении середины ХХ века. В докладе были приведены выдержки из текстов, написанных о. Иоанном Кулыгиным и изданных в 1999 г. на румынском языке.

Магистр Христианской теологии Казанского Федерального университета Каледина Клара Александровна («Умные категории Плотина как универсальный диалектический конструкт русской религиозной философии в трудах протоиерея Игоря Алексеевича Цветкова») отметила, что основополагающей темой пристального внимания исследователя русской религиозной философии и богословия Игоря Алексеевича Цветкова была тема Единства и Единого. Так он сам отмечал это в своей работе «Особенности пунктуации девятого члена Символа веры»: «…Важнейшим понятием, которое уже давно попало в центр богословского интереса автора, действительно является для Православия Единство и Единое». Использование диалектики как «…смыслового синтеза методом последовательных отрицаний» протоиерей Игорь Алексеевич Цветков считал не просто продуктивным способом апофатического богословия, но имплицитно заложенной способностью сознания русского православного человека.

Завершил работу секции совместный доклад кандидата географических наук, старшего научного сотрудника географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Марковой Ольги Ивановны и доктора географических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Института географии РАН Гуни Алексея Николаевича «Пути православных миссионеров на карте Сибири».