Формирование концепции личного духа, защита свободы творчества, появление научной психологии и светской этики – во многом следствия атомизации жизни, в которой когда-то внутреннее и внешнее, общее и частное, церковное и государственное отражались одно в другом. И даже органистические теории романтиков предстают перед нами скорее как символы тоски по прошлому, чем как реальное преодоление центробежных тенденций времени.
К концу ХХ века классические варианты теории секуляризации практически исчерпали свой эвристический потенциал, они оказались неприменимыми для исследования процессов десекуляризации и контрсекуляризации, проявившихся в это время в различных странах. Проект является продолжением проекта «Деревенские святыни».
Проект предполагает исследование взаимоотношений Русской Православной Церкви (Московского Патриархата и русского церковного зарубежья) с другими Поместными Церквами в 1917–1945 гг., выявление основных церковно-политических и экклезиологических факторов, влиявших на них, определение основных проблем межцерковных отношений в рассматриваемый период и оценка путей и результатов разрешения этих проблем.
Исследование нацелено на объективацию значений крестного родства для разных категорий православных верующих (общинных, практикующих, не практикующих).
Проект осуществляется совместно сотрудниками кафедры современных проблем философии РГГУ и кафедры философии и религиоведения ПСТГУ.
Проект нацелен на поиск и введение в научный оборот источников по языковой ситуации в Восточной Европе XV–XVI вв. — рукописей, отражающих взаимодействие церковнославянского и русского языка с языками народов позднесредневековой Руси («простой мовы», древнееврейского, старотатарского, древнепермского и др.).
Проект предполагает изучение просветительских идей и практик преосвященного Платона (в миру Петра Егоровича Левшина, 1737–1812 гг.) и его воспитанников, выходцев их духовно-учебных заведений, находившихся под общим руководством митрополита в период его пребывания на Московской кафедре (1775–1812).
Проект посвящен презентации и разностороннему анализу наиболее значимых богословских теорий представителей духовно-академической среды конца XIX –начала XX вв.
Митрополита Московского Филарета (Дроздова, 1782–1867) не зря называют "богословским камертоном эпохи". Его мысль отличалась чувствительностью к вызовам современности.
Проект направлен на исследование древнехристианского наследия латинского Запада и его рецепции в русском богословии XIX–XX вв.
Традиционно историография истории Русской Церкви рассматривает XVIII – начало XX вв. в качестве монолитного “синодального” периода.
Несмотря на многочисленные исследования экклезиологии, епископата, священства, монашества, агиографии и самой природы святости в византийской письменности, феномен духовной власти в византийском обществе как целостное явление остается еще малоизученным.
В рамках проекта планируется двуязычное издание первой серии полного собрания сочинений блж. Августина. Общая цель проекта — познакомить русскую аудиторию с богатым духовным, богословским и философским наследием блж. Августина, оказавшего влияние на западную христианскую культуру.