Во французской литературе позднего Средневековья в рамках проекта будут рассмотрены произведения поэтов XIV века (Гильома де Машо и Эсташа Дешана), а также великих риториков XV века (Жоржа Шатлена и Жана Молине) на фоне учений о стиле, известных в эту эпоху. Теоретический фон помогает обнаружить в произведениях этих авторов маркеры разных стилей и описать отношения между стилями, характерные для каждого из авторов.
В XIV-XV веках учения о стиле и шире – художественной речи – соединяются с разнообразной дидактикой: у Машо и отчасти Дешана со средневековыми ars amandi; у Дешана и Жоржа Шатлена – с учениями, регламентирующими речь в разных ситуациях. Характеристики стилей и самые их названия, встречающиеся у Дешана и позднее Шатлена, частью восходят не только к античной риторике или средневековым поэтикам, но также к письмовникам, искусствам проповеди, «Искусству речи и молчания» Альбертано да Брешия, «Епископской книге» Гильома Дюрана, описывающей высоту и громкость голоса, звучащего во время богослужения.
В появлении систем, включающих, с одной стороны, традиционные тезисы и терминологию поэтик, с другой, – трактатов, регламентирующих способы внехудожественной коммуникации, отражается неполная автономность литературы, еще не образовавшей самостоятельной области. У великих риториков – Жоржа Шатлена и Жана Молине – очевидно влияние литературной теории, идущей из Италии, – трактата Боккаччо «О происхождении языческих богов» с его учением о поэзии как роде богословия, о «жаре» поэтического вдохновения, апологией темной аллегорической поэзии, противопоставлением аллегорического вымысла («коры» аллегории) и ее скрытого смысла (или «ядра»). Помимо ранних итальянских гуманистов, стилистическая система Шатлена испытала явное воздействие современной ему проповеди.
В период раннего Нового времени литература, развиваясь в сторону большей автономности, тем не менее, оставляла пространство для стилевого взаимодействия. Одновременно со спором «древних» и «новых», стремлением создать на национальных языках нечто достойное древних образцов и превосходящее их, литература оставалась в тесной связи со стилевыми и жанровыми открытиями Средних веков.
В английской литературе раннего Нового времени предметом настоящего исследования станет новое литературное пространство - театр, в котором в последние десятилетия XVI века театральное и литературное находятся во взаиморазвитии, обнаруживая динамичное жанровое взаимодействие. Так, «Трагическая история Доктора Фауста» К. Марло основана на прозаическом немецком тексте, а почти одновременно с ней написанный цикл памфлетов о Пирсе Безгрошовом, наоборот, впитывает в себя не только драматическое, но театральную практику обращения к читателю как к зрителю. Популярность «академической драмы» - с ее постоянной апелляцией к академической культуре - в университетской среде показывает, как важно было для определенных категорий зрителей чувствовать себя частью «воображаемого сообщества».
Персонажи, сюжеты и театральные практики, сохранившиеся в новой театральной культуре от мистерий и мираклей, также невозможно рассматривать просто как элемент традиции. В новом, более психологическом, театре отсылки к библейским текстам, христианскому богословию, были очень важным элементом театрального мира, создававшегося на сцене, связующим звеном между виртуальностью театрального мира и реальным миром, в котором жили автор и его зрители.
Генезис литературного текста в эпоху перехода от «рукописной» к «печатной» культуре (в понимании Барбары Айзенштайн), к «капитализму печатного станка» (Б. Андерсон) был во многом обусловлен складыванием нового типа автора — интеллектуала, который, будучи хорошо знаком с богословскими, философскими (в том числе естественнонаучными), медицинскими текстами, привносит это знание в тексты, предназначенные для широкого читателя.
Исследование полемики вокруг театров, которая долгое время воспринималась как противостояние «религиозных фанатиков» и «прогрессивных» гуманистов, в то время, как обе стороны спора, в сущности, опирались на одно и то же культурное наследие и использовали одни и те же авторские стратегии, также станет предметом данного проекта.
Ознакомиться с итоговым отчетом можно в разделе "Статьи/Монографии".