Проект предполагает исследование темы Небесного Иерусалима как части латинского богословия, которое отразилось не только в теологических трудах Средневековья, но оказало влияние на общественную, политическую и городскую жизнь европейской цивилизации. В рамках исследования группа планирует изучить вопросы толкования небесного града в святоотеческих трудах на Западе и последующую его рецепцию в религиозной и светской жизни Западной Европы. Особое внимание предполагается уделить синтезу этой темы с аскетической традицией, зародившейся на Востоке и перенесенной на Запад и через аскетические труды, и уставы, развитию этой аскетической традиции в стремлении средневековых людей взыскать небесного града. Отдельно будет изучаться проблема паломничеств на Святую Землю и их роль в богословском, литургическом и аскетическом переосмыслении идеи Небесного Иерусалима. Группа планирует расширять свою работу по изучению взаимосвязей иерусалимских реалий и перевоплощения их в Европе. Сравнивая то, как проводилась рецепция географии Священного Писания и материалов, накапливаемых в ходе паломничеств в Святую Землю, группа предполагает составить карту распространения сведений о Иерусалиме в Европе, приступить к истории изучения Иерусалима в Европе, планируется составление энциклопедии объектов и понятий связанный с образами Земного и Небесного Иерусалима, насколько те соответствовали реалиям средневековых городов.
Авторы выделят проекты, существовавшие в Средние века, целью которых является воспроизвести образ Иерусалима в архитектуре, топографии, постройках, дизайне.
Данное исследование является актуальным для современного российского общества, поскольку современная урбанистическая традиция, впитывая в себя православный опыт творчески меняет облик города, в котором возрождаются традиции благочестия. Авторы предполагают, что влияние образа Иерусалима было настолько велико в жизни европейских городов, что без углубленного понимания темы невозможно адекватное раскрытие специфики развития облика христианской цивилизации на Западе, какой она приняла в виде городов с романскими или готическими соборами, поясами монастырей вокруг городских стен и т.д. Научная новизна проекта состоит в том, что подготовленный материал станет описанием рецепции образа Иерусалима с самых разных точек зрения.
В результате работы над проектом предполагается написание ряда исследовательских и публикация переводов с латинского монашеского устава и избранных проповедей к монахам Цезария Арелатского.
Этап I. Исследование проблемы Небесного Иерусалима в святоотеческой и аскетической традиции на латинском Западе. Иероним, Августин, Кассиан о Небесном граде. Соотношение урбанистической традиции Античности и представлений о Рае как о граде. Монастырь как микромодель Рая (по монашеским уставам Цезария Арелатского, Колумбана, Бенедикта Нурсийского).
Этап II. Рецепция святоотеческой традиции на латинском Западе. Богословие Иерусалима в монашеской теологии и его влияние на движение за обновление монашества и Церкви.
Этап III. Средневековый город как зеркало Небесного Иерусалима. Образ Иерусалима в европейской урбанистике: архитектура, топография, топонимика. Влияние паломничеств и крестовых походов на образ Иерусалима в западном богословии и культуре.