Одним из ярких маркеров Нового времени явился затронувший все сферы жизни распад целостного универсума средневековой культуры. Секуляризация, субъективизация, индивидуализация, новое понимание места человека в мире, конфессионализация и другие характерные для эпохи модерна понятия говорят именно о разъединении внутри чего-то ранее цельного: Космоса, Церкви, Империи и, конечно, человека. Формирование концепции личного духа, защита свободы творчества, появление научной психологии и светской этики – во многом следствия атомизации жизни, в которой когда-то внутреннее и внешнее, общее и частное, церковное и государственное отражались одно в другом. И даже органистические теории романтиков предстают перед нами скорее как символы тоски по прошлому, чем как реальное преодоление центробежных тенденций времени.
Указанные явления во всей силе затронули и Русскую Церковь в так называемую Синодальную эпоху (XVIII – нач. ХХ вв.). Нововременное представление о личности искало себе место и в церковной среде, все больше отделявшейся от светского общества, а обособление Церкви влекло за собой и обособления внутри Церкви. В российском контексте начала XX в. эти проблемы осмыслялись прежде всего в рамках духовно-академического богословия и религиозной философии, нередко находившихся в конфликте интерпретаций, но всегда – в процессе взаимовлияния. Новая антропологическая модель не только дала толчок к индивидуализации религиозного субъекта, но и вынудила Церковь вырабатывать проекты выхода из оппозиции «личностное — коллективное». Это было необходимо, так как к началу прошлого столетия во всей силе обнаружилось, что процесс обособления, проникающий в религиозную сферу, несет в себе опасность для понимания Церкви, прежде всего мыслимой как сообщество людей. «Я» нуждалось в таком самоопределении, при котором оно являлось бы органической частью церковной жизни, было бы интегрировано в Церковь, но при этом осталось бы самим собой: «Я».
Проблема личности отразилась и в специфически богословских, умозрительных сферах: триадологии, христологии, экклезиологии, – и в церковно-политической жизни. В частности, осмысление “соборности” в новом историческом контексте, по аналогии с участием представителей всех сословий в органах государственной власти, выявило наличие различных групп в церковной среде, которые могут быть обозначены как внутрицерковные сословия. Этот процесс также потребовал ответной богословской рефлексии и поисков баланса между попытками дать ответы на проблемы исторического момента и сохранить понимание органической целостности церковной общины. Настоящий проект направлен на раскрытие указанных проблем на материале религиозно-философских и богословских дискуссий о Церкви конца Синодальной эпохи. Возможна ли свободная личность в Церкви? Можно ли определять Церковь по аналогии с земными учреждениями? Как сочетается институциональность и соборность в Церкви? Проект ставит своей целью отрефлексировать и обобщить предложенные тогда ответы на эти и близкие к ним вопросы, находящиеся на пересечении разных областей богословского, а также религиозно-философского знания и не потерявшие своей актуальности и сегодня.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта будут охарактеризованы источники концепции противопоставления институционального и индивидуального в русском богословии предсоборного периода, описаны причины обращения отечественных религиозных мыслителей начала XX века к мистической традиции, обозначены различные подходы к пониманию Церкви и ее связей с государственными, общественными, культурными институтами в богословии конца Синодального периода.
Понимание причин атомизации церковного сообщества и последствий влияния этого процесса на события церковной и государственной жизни в переломный для России период начала XX века представляется особенно важным как в силу слабой изученности данного явления, которое лишь начинает исследоваться представителями церковно-исторической науки, так и в силу актуальности предполагаемых выводов для характеристики современной общественно-церковной ситуации, в которой можно проследить те же разобщающие религиозное сообщество процессы и конфликты интересов внутрицерковных страт в новых реалиях. Перенос акцента в осмыслении этих вопросов с попыток построения аналогий между церковным собором и парламентом на богословское понимание церковного сообщества и места индивида в нем даст новые возможности для поиска решений проблем, вставших перед Церковью столетие назад и не решенных до сих пор.
Исследование выполняется за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00650. Организация выполнения проекта – Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.