В конце XVIII – начале XIX в. в различных странах Европы были осуществлены многочисленные образовательные реформы, затронувшие как высшую, так и низшую школы. В центре этих реформ четко звучала мысль об ответственности государства за образование своих граждан. Не стала исключением и Россия. Императрица Екатерина II и ее внук император Александр I хорошо понимали, что государству нужны образованные служащие с высокой профессиональной квалификацией. Для этого необходимо было создать в империи систему учебных заведений, установить непосредственные связи между низшей, средней и высшей школой, а также включить в единую систему уже существовавшие учебные заведения.
Для этой цели 8 сентября 1802 г. было учреждено министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук - особый орган управления, на который Александр I возложил заботы о народном образовании в России. Перед членами министерства впервые была поставлена задача создать систему учебных заведений в России, разработать уставы и учебные планы университетов, гимназий, уездных и приходских училищ.
В рамках исследовательского проекта предполагается рассмотреть систематическую работу министерства с момента его основания и до 1817 г., когда указом императора оно было преобразовано в министерство духовных дел и народного просвещения. Особое внимание будет уделено развитию сети средних учебных заведений – гимназий и уездных училищ. Наряду с университетами, они получали государственное содержание напрямую, через ведомство министерства, что должно было благотворно сказаться на улучшении качества преподавания и росте числа образованных людей в Империи. Приходские училища должны были создаваться и содержаться за счет местного дворянства. Причем каждый учебный округ в Российской империи имел свои особенности. Это касалось как уровня образования, так и возможности, и желания местных жителей влиять на проведение учебных реформ. В связи с этим необходимо проследить степень участия в образовательных реформах представителей образовательного пространства Российской империи: министров народного просвещения, попечителей учебных округов, профессоров университетов, директоров гимназий, почетных смотрителей уездных и приходских училищ.
Цель исследования: изучение деятельности министерства народного просвещения в 1802–1817 гг.
Задачи исследования:
– изучение начального периода существования министерства, истории его возникновения;
– анализ реформы среднего и низшего образования;
– изучение специфики учебной реформы в центральных учебных округах (Московском, Санкт-Петербургском, Казанском и Харьковском) и двух «западных» (Дерптском и Виленском), отражавшие местные условия как «внутренних» губерний Российской империи, так и окраинных (протестантских остзейских или католических польских).
В результате работы над проектом предполагается написание ряда статей и законченного исследовательского текста для защиты докторской диссертации.
Период начала / окончания работ |
Содержание этапа |
Март 2019 г. – февраль 2020 г. |
1. Работа в архивах г. Москвы и Санкт-Петербурга, сбор материалов; 2. Написание трех научных статей; 3. Продолжение работы над текстом диссертации. |
Март 2020 г.– февраль 2021 г. |
1. Написание четырех научных статей; 2. Разработка и составление полного списка и карты учебных заведений в Российской империи (с 1802 по 1817 гг.); 3. Доработка текста диссертации. |