Меню
Университет
  • Ректор
  • Об Университете
  • Небесный покровитель ПСТГУ
  • Сведения об образовательной организации
  • Правовая информация
  • Благотворителям
  • Оплата онлайн
  • Телефонный справочник
  • Контакты
  • Диссертационный совет
  • Ученый совет
  • Храмы
Оплата и реквизиты
Студенческий совет
Управление по стратегическому развитию
Абитуриентам
  • Довузовская подготовка
  • Дни открытых дверей
  • Богословские курсы
  • Дополнительное образование
  • Иностранным гражданам
  • Поступающим с ограниченными возможностями здоровья
Факультеты и институты
  • Богословский факультет
  • Факультет церковных художеств
  • Факультет церковного пения
  • Историко-филологический факультет
  • Факультет информатики и прикладной математики
  • Факультет дополнительного образования
  • Институт дистанционного образования
  • Богословский институт
Теология
  • Теология в России
  • УМО по теологии
Научная деятельность
  • Основные результаты научной работы
  • Центры и лаборатории
  • Конференции
  • Научные издания
  • Конкурсы ПСТГУ
  • Аспирантура ПСТГУ
  • Научные проекты
  • Научные контакты и события
  • Календарь мероприятий
  • В помощь научному исследователю
Воспитательная работа
Социальная и миссионерская работа
  • Отдел по социальной работе со студентами
  • Отдел внеучебных программ
  • Миссионерский центр
  • Экологический клуб ПСТГУ Люмус
Добровольческий корпус
Общежитие
Центр инклюзивного образования
  • Доступная среда
  • Технические средства и оборудование для инвалидов
  • Тьюторство
  • Профориентация и трудоустройство
  • Преподавателям
Управление по международной работе
  • Отдел по работе с иностранными гражданами
  • Отдел организации международных проектов
Миссионерские поездки
  • Видеоматериалы
  • Фотографии
  • Интервью с участниками поездок
  • Статистика миссионерских поездок
Издательство
Интернет-магазин
Библиотека
Художественные мастерские
База данных за Христа пострадавшие
База данных Иконография восточно-христианского искусства
Церковно-археологический музей
  • О музее
  • Положение о ЦАМ
  • Виртуальный музей
  • Сотрудники
  • Новости
  • СМИ о музее
Соборная палата
  • Историко-культурный и просветительский центр ПСТГУ
  • Концерты
  • Лекторий
  • Фестивали
  • Выставки
  • Галерея
  • Календарь
Поиск
Версия для слабовидящих
Горячая линия
Меню

Проекты ПСТГУ

  • Главная
  • Научная деятельность
  • Проекты ПСТГУ
  • Министерство народного просвещения в первой четверти XIX в.: формирование и развитие системы учебных заведений в Российской империи

Министерство народного просвещения в первой четверти XIX в.: формирование и развитие системы учебных заведений в Российской империи

О проекте

В конце XVIII – начале XIX в. в различных странах Европы были осуществлены многочисленные образовательные реформы, затронувшие как высшую, так и низшую школы. В центре этих реформ четко звучала мысль об ответственности государства за образование своих граждан. Не стала исключением и Россия. Императрица Екатерина II и ее внук император Александр I хорошо понимали, что государству нужны образованные служащие с высокой профессиональной квалификацией. Для этого необходимо было создать в империи систему учебных заведений, установить непосредственные связи между низшей, средней и высшей школой, а также включить в единую систему уже существовавшие учебные заведения.

Для этой цели 8 сентября 1802 г. было учреждено министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук - особый орган управления, на который Александр I возложил заботы о народном образовании в России. Перед членами министерства впервые была поставлена задача создать систему учебных заведений в России, разработать уставы и учебные планы университетов, гимназий, уездных и приходских училищ.

В рамках исследовательского проекта предполагается рассмотреть систематическую работу министерства с момента его основания и до 1817 г., когда указом императора оно было преобразовано в министерство духовных дел и народного просвещения. Особое внимание будет уделено развитию сети средних учебных заведений – гимназий и уездных училищ. Наряду с университетами, они получали государственное содержание напрямую, через ведомство министерства, что должно было благотворно сказаться на улучшении качества преподавания и росте числа образованных людей в Империи. Приходские училища должны были создаваться и содержаться за счет местного дворянства. Причем каждый учебный округ в Российской империи имел свои особенности. Это касалось как уровня образования, так и возможности, и желания местных жителей влиять на проведение учебных реформ. В связи с этим необходимо проследить степень участия в образовательных реформах представителей образовательного пространства Российской империи: министров народного просвещения, попечителей учебных округов, профессоров университетов, директоров гимназий, почетных смотрителей уездных и приходских училищ.

Цель исследования: изучение деятельности министерства народного просвещения в 1802–1817 гг.

Задачи исследования:
– изучение начального периода существования министерства, истории его возникновения;
– анализ реформы среднего и низшего образования;
– изучение специфики учебной реформы в центральных учебных округах (Московском, Санкт-Петербургском, Казанском и Харьковском) и двух «западных» (Дерптском и Виленском), отражавшие местные условия как «внутренних» губерний Российской империи, так и окраинных (протестантских остзейских или католических польских).

В результате работы над проектом предполагается написание ряда статей и законченного исследовательского текста для защиты докторской диссертации.

Руководители и участники

Юлия Евгеньевна Грачёва
кандидат исторических наук

Сроки проекта

Период начала / окончания работ

 

Содержание этапа

 
Март 2019 г. – февраль 2020 г. 1. Работа в архивах г. Москвы и Санкт-Петербурга, сбор материалов;
2. Написание трех научных статей;
3. Продолжение работы над текстом диссертации.

Март 2020 г.– февраль 2021 г. 1. Написание четырех научных статей;
2. Разработка и составление полного списка и карты учебных заведений в Российской империи (с 1802 по 1817 гг.);
3. Доработка текста диссертации.

Мероприятия по проекту

  1. 1 ноября 2019 г. Ю.Е. Грачева выступила на Первом Международном Петербургском историческом форуме с докладом на тему: «Министерство народного просвещения в российской историографии XIX – начала XX века».

  2. Заметка о конференции на сайте ПСТГУ: участие в Первом Международном Петербургском историческом форуме с докладом на тему: «Министерство народного просвещения в российской историографии XIX – начала XX века».

  3. 21 января 2020 г. в рамках Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ на секции по истории благотворительности Ю.Е. Грачевой был сделан доклад на тему: «Роль благотворительных инициатив в становлении образовательной системы Российской Империи первой четверти XIX века».

  4. Заметка о конференции на сайте ПСТГУ: участие в Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ на секции по истории благотворительности

Статьи / Монографии

  1. Грачева Ю.Е. Визитации попечителей учебных округов в начале XIX века // Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 10. С. 46–52.
  2. Грачева Ю.Е. Появление должности почетных смотрителей в учебных заведениях Российской империи в начале XIX в. // Вопросы истории. 2019. № 12 (2). С. 146–154.
  3. Грачева Ю.Е. Роль благотворительных инициатив в становлении образовательной системы Российской империи первой четверти XIX в. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2020. № 30. С. 137–139.
  4. Грачева Ю.Е. Вклад Московского университета в развитие училищ Московского учебного округа в начале XIX века // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25. № 2. С. 56–67.
  5. Грачева Ю.Е. Всеподданнейшие отчеты министерств в системе административных преобразований в Российской империи в первой трети XIX века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 93. С. 47–56.
  6. Грачева Ю.Е. Гимназии и уездные училища Харьковского учебного округа в контексте министерской политики в начале XIX века // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 2 (104). Ч. 3. С. 159–163.
  7. Gracheva Y.E. Folk schools of Dorpat district in discussions around Emperor Alexander I in 1805-1807 // Вестник СПбГУ. История. 2021. Принята к печати.
  8. Грачева Ю.Е. Дерптский учебный округ в переписке императора Александра I и профессора Г.Ф. Паррота // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Принята к печати.
Об университете>
  • Сведения об образовательной организации
  • Абитуриенту
  • Правовая информация
  • Благотворителям
  • Оплата онлайн
  • Телефонный справочник
  • Контакты
  • Карта сайта
Наука>
  • Основные результаты научной работы
  • Центры и лаборатории
  • Конференции
  • Научные издания
  • Конкурсы ПСТГУ
  • Аспирантура ПСТГУ
  • Научные проекты
  • Научные контакты и события
Абитуриентам>
  • Довузовская подготовка
  • Дни открытых дверей
  • Богословские курсы и программы
  • Дополнительное образование
  • Иностранным гражданам
  • Поступающим с ограниченными возможностями здоровья
Информация>
  • Установить баннер ПСТГУ
  • Установить календарь новомучеников и исповедников
  • Скачать логотип университета
  • Старая версия сайта
  • Поиск
© 2022 ПСТГУ
Информация на сайте носит ознакомительный характер