1 /
Доцент И. Е. Мелентьева выступила на конференции «Символика воды в русской и мировой словесности и культуре»

3-4 июня 2021 в Московском городском педагогическом университете состоялась межвузовская научная гуманитарная конференция с международным участием «Символика воды в русской и мировой словесности и культуре», в которой приняла участие доцент кафедры славянской филологии ПСТГУ Ирина Евгеньевна Мелентьева.

Конференция «Символика воды…» продолжает цикл научных мероприятий кафедры русской литературы МГПУ, связанных с природными образами в русской словесности – «Природные стихии и образы в русской словесности» (2015), «Семантика сада и леса в русской литературе и фольклоре» (2016), «Птица как образ, концепт, знак» (2017), «Мир насекомых в пространстве литературы, культуры, языка» (2018), «Семантика времен года в русской словесности и искусстве» (2019).

На научном форуме обсуждались проблемы, которые были интересны историкам и теоретикам литературы, фольклористам, лингвистам, лингвокультурологам, диалектологам, историкам культуры и другим гуманитариям. В конференции приняли участие научно-педагогические, педагогические, научные работники, аспиранты и соискатели, работники культуры и просвещения.

Работа конференции шла по нескольким тематическим направлениям: водная стихия в мировой мифологии, обрядах и фольклорной традиции; символика водной стихии в художественной литературе; семантика воды в языковой картине мира.

3 июня 2021 на секционном заседании «Символика воды в русской поэзии» прозвучал доклад Ирины Евгеньевны Мелентьевой «Мотив иссушения в стихах А. И. Солженицына тюремно-лагерно-ссыльных лет». Произведения Солженицына обычно содержат обильные упоминания и многочисленные образы, связанные с водной стихией. Но в стихах тюремно-лагерно-ссыльных лет – 28 стихотворных текстов, сочиненных писателем в течение 1945-1956 гг., – данные образы и упоминания практически отсутствуют. Это значимое отсутствие объясняется тем, что вода для Солженицына выражает идею свободы. Мотив иссушения максимально проявлен в стихотворениях тюремно-лагерного периода и начинает убывать в текстах, написанных в ссылке.