Доценты кафедры славянской филологии ПСТГУ выступили на XXVI Шешуковских чтениях

28 января 2021 года в Московском государственном педагогическом университете состоялась международная научно-практическая конференция XXVI Шешуковские чтения «1920-е и 2020-е: взгляд сквозь столетие», в которой приняли участие доценты кафедры славянской филологии историко-филологического факультета ПСТГУ Ирина Евгеньевна Мелентьева и Ольга Владимировна Никандрова.

Степан Иванович Шешуков (1916-1995) – известный советский и российский филолог, посвятивший свою жизнь исследованию литературы XX века. В честь С.И. Шешукова в Институте филологии МПГУ уже много лет проводится научная конференция. В январе 2021 года Шешуковские чтения были посвящены осмыслению развития русской литературы в 1920–2020 гг., выявлению устойчивых и исторически изменчивых характеристик русской словесности.

Участники конференции обсуждали следующий круг проблем: константы национального мира в русской литературе 1920–2020; литературное движение 1920-х годов в оценке Шешукова; современные научно-методологические подходы к изучению русской литературы XX–XXI веков; русская литература 1920–2020 в единстве тем и многообразия направлений; интерпретация произведений русской литературы 1920–2020 в театре и кино и многое другое.

В докладе Ирины Евгеньевны Мелентьевой «Рассказ А. И. Солженицына “Матрёнин двор” в Театре драмы Республики Карелия “Творческая мастерская”: способы и приемы перевода литературы на театральный язык» шла речь о том, что в карельском «Матрёнином дворе» есть ряд приемов, сродных приемам Солженицына. Например, эллипсис, с помощью которого актуализируется намек на несказанное, отчего возникает особая напряженность. Эллипсис придает произведению плотность, вовлекает читателя и зрителя в сотворческое достраивание текста.

Также в спектакле «Творческой мастерской» присутствует смещение оттенков в образе Матрёны и Игнатьича, усилены юмористические элементы, сделаны вырезки из сюжета, добавлена неожиданная музыка.

Доклад Ольги Владимировны Никандровой «Композиционные структуры и выражение авторской позиции в романе Б. Пильняка ”Голый год”» был посвящен произведению, которое критики часто упрекали в отсутствии цельности, в хаотичности построения, соотнося это прежде всего с отказом от традиционного сюжета и уходом от традиционной для романа XIX века повествовательной манеры.

Докладчица указала, что целостность текста Пильняка строится на иных основаниях, более характерных для лирики «Серебряного века» (книги стихов или цикла): тщательном выстраивании композиции и сложной системе лейтмотивов, которая подчиняет себе событийный ряд и становится основой для понимания позиции, занимаемой имплицитным автором. Данный структурный принцип демонстрируется на примере двух лейтмотивных пар: тепло – холод и живое – мертвое.