1 /
Классическая гимназия как национальный образовательный продукт

9 и 10 октября 2020 года прошла четвертая и пятая научно-просветительская конференция из цикла «Классическая гимназия – недооцененный элемент образовательной системы», в которой приняли участие представители Министерства Просвещения РФ и студенты и преподаватели филологического и богословского факультетов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

В первый день участники конференции обсудили вопросы преемственности образовательных технологий и сотрудничества классических гимназий и университетов в области профориентации и подготовки школьников к поступлению в вуз.

В докладе А. Ю. Серикова, специалиста компании «Глэмпинг», в качестве отправной точки дискуссии прозвучала мысль о том, что, в то время как знаменитые британские, немецкие и французские колледжи, а также турецкие школы усиливают экспансию своих образовательных моделей по всему миру, влияние российской образовательной системы значительно редуцируется. И именно в этой связи было бы правильно поддерживать классические гимназии и представлять их на мировой арене как исключительный, качественный национальный бренд.

Заведующая кафедрой истории и теории литературы филологического факультета ПСТГУ, кандидат филологических наук М. В. Пахолкина рассказала, как в условиях тотальной подготовки выпускников российских школ через подготовку к ЕГЭ классическая гимназия могла бы выступить как средство воспитания элиты, готовой использовать продвинутые технологии, такие как олимпиады, дополнительные вступительные испытания и творческие конкурсы.

В сообщении И. В. Шамолиной, советника по вопросам развития домашнего образования председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, отмечено, что эффективно решается задача восполнения недостатков массового образования и достигаются значительные результаты через взаимодействие детей и взрослых, через создание особого социума.

Доктор филологических наук, профессор О. Н. Скляров раскрыл секреты проникновения в суть художественных произведений на уроках литературы через выстраивание связей с классической филологией, рассказал о том, какие новые стороны может увидеть ребенок в знакомом тексте, глубоко и по-новому всмотреться в авторское слово.

Второй день оказался не менее насыщенным и интересным. В докладе доктора богословия, профессора кафедры библеистики ПСТГУ А. С. Небольсина «Tot sacramenta quot verba (Столько тайн, сколько и слов, блаженный Иероним Стридонский Ep.53). Спецкурсы по изучению Священного Писания для учащихся классических гимназий (на примере изучения Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса)» были раскрыты секреты известных многим образов и символов Апокалипсиса.

Основываясь на собственном педагогическом опыте, выступающий рассказал, насколько интересным и продуктивным может быть изучение теологического наследия в аудитории, знакомой с классическими языками.

Хорошим дополнением к этому сообщению стал доклад Е. В. Матеровой, кандидата филологических наук, доцента кафедры древних языков и древнехристианской письменности ПСТГУ «Античность сквозь века: организация работы со школьниками по изучению рецепции античного наследия в последующие эпохи». Здесь были идеи и постепенного погружения в эволюцию европейской мысли, и мультипредметного анализа, и глубокого научного проникновения в текст. Все эти предложения были проиллюстрированы интересными примерами.

Завершил цикл доклад А. С. Степуниной, преподавателя истории из Сергиева Посада, «Русская школа как форпост восточно-христианских ценностей», где были поставлены актуальные вопросы защиты отечественных образовательных традиций в современных условиях глобализации.

Интересные, живые дискуссии завершали каждый день. Оказалось, есть много вопросов, которые объединяют специалистов различных областей филологии, богословия, лингвистики, истории и культурологии, и при общих усилиях у нас есть все шансы не только сохранить лучшее в русском образовании, но преумножить накопленный опыт.

Статья подготовлена заведующей кафедрой истории и теории литературы
филологического факультета ПСТГУ, к. ф. н. Пахолкиной М.В.