1 /
На Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ прошла работа секции “Христианское искусство”

22 января 2021 года в конференц-зале ПСТГУ в очно-дистанционном формате работала секция «Христианское искусство». В работе секции принимали участие как преподаватели, выпускники факультета церковных художеств и постоянные гости конференций ПСТГУ, так и новые участники.

Всего было заслушано 16 докладов ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Сергиева Посада. Заседания секции вела заведующая кафедрой истории и теории христианского искусства, заместитель декана ФЦХ по научной работе, кандидат искусствоведения А. А. Воронова, которая также была модератором секции. Декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков участвовал в дистанционном формате, как и большинство участников.

Утреннее заседание открыл доклад аспирантки Государственного института искусствознания Е. С. Лаврентьевой об истории изучения скульптурного убранства южного фасада главной святыни христианского мира – храме Воскресения Господня в Иерусалиме, здание которого многократно разрушалось и возрождалось в различных формах реконструкции.

К. арх. С. А. Маилов (НИИ теории архитектуры и градостроительства) обратился к глобальной теме осмысления христианства как духовного стержня национальной культуры в истории Армении. Кавказская тематика была поддержана в сообщении к. иск. Е. Ю. Ендольцевой (Институт Востока РАН, Москва) о некоторых аспектах образа змеи-дракона в архитектурной пластике Кавказа в эпоху средневековья.

Архитектурная составляющая получила свое развитие в докладе к. иск. С. В. Мальцевой из Санкт-Петербургского государственного университета, посвященном раннесредневековым центрическим храмам на территориях Первого Болгарского царства. Искусство Балкан, а именно фресковая живопись средневековой Сербии, является предметом изучения аспирантки Государственного института искусствознания Е. С. Семеновой из Санкт-Петербурга. Она представила серьезный анализ сцен Вселенских соборов в росписи церкви Богородицы Левишки в Призрене в контексте сербских храмовых росписей XIII-XIV вв.

Ожидаемую дискуссию вызвала попытка переатрибутировать происхождение знаменитой иконы Иоанна Предтечи из собрания Государственного Эрмитажа (инв. номер I-457), предпринятая иконописцем храма Живоначальной Троицы в Хорошеве И. Е. Чангой, который в своем сообщении склонился к отрицанию византийских признаков в пользу романского влияния. Коллеги выразили единодушное несогласие с такой позицией.

Доклад протоиерея Александра Салтыкова был посвящен одному из важнейших аспектов богословия образа – системе внутренних взаимосвязей в священном образе, которое было продемонстрировано на примере клейма с изображением беседы свт. Алексия Московского и преп. Сергия на иконе Дионисия «Святитель Алексий с житием».

К изучению роли европейских образцов в создании новых тем в иконографии святого Иоанна Предтечи в эпоху Ивана Грозного обратилась выпускница и преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства ФЦХ ПСТГУ, работающая также в Центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева, Ю. В. Устинова.

Заседание второй половины дня открылось докладом аспирантки МГУ С. Н. Аитовой (ЦМИАР), которое было посвящено приемам построения композиции в русских иконах Рождества Христова расширенного извода XVI-XVII веков. Изучение сакрального пространства нашло свое выражение в сообщении выпускницы кафедры ИТХИ В. А. Батуровой (НИИТИАГ, ЦМИАР), посвященном архитектуре Петропавловской церкви в Суздале 1694 года в контексте храмового зодчества Суздальской епархии рубежа XVII-XVIII веков.

Русская тематика, тесно связанная с византийской на раннем этапе древнерусского искусства, была затронута в совместном докладе двух наших выпускников Д. В. Денисова (ЦМИАР) и Е. Ю. Суворовой (МДАиС, Сергиево-Посадский музей-заповедник), которые представили подробное исследование композиции «Древо Иессеево» в росписи церкви Николы Надеина в Ярославле.

Русско-византийским связям в конечном счете были посвящены и размышления к. иск. И. А. Шалиной (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) об Успенском соборе Тихвинского монастыря как реликварии чудотворной иконы Богоматери и духовном центре эпохи Василия III. К. иск. Н. М. Абраменко (МГХПА им. С. Г. Строганова) привлекла внимание слушателей к вопросу об иконографии и стиле иконы «Александр Невский в житии» из Государственного Исторического музея.

Дальнейшая тематика докладов переместилась в сферу позднего русского церковного искусства, начиная с иконографических особенностей икон на эмали конца XVII — начала XXI вв. в собрании Ярославского музея–заповедника, что было подробно проанализировано М. М. Федоровой (Ярославский музей-заповедник). К. иск. Ю. Н. Звездина (Музеи Московского Кремля, ПСТГУ) обратилась к такой характерной традиции как старообрядческий лубок, рассмотрев его в контексте западноевропейской аллегории того времени.

Завершил работу секции доклад Н. В. Бартельс из Научно-исследовательского института Российской Академии художеств о редком сюжете в церковной живописи Синодального периода в соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря (1800-е годы).

В целом заседания секции «Христианское искусство» прошли на высоком научном и профессиональном уровне, доклады исследователей вызывали неизменный интерес у слушателей, среди которых были как студенты ФЦХ ПСТГУ, так и коллеги из других музеев и научных учреждений. За выступлениями докладчиков зачастую следовало обсуждение собравшихся и оживленная дискуссия.